
Фото: Philipp Trubchenko/Unsplash
В мире существует несколько замечательных проектов, которые объединяют православных молодых людей из разных стран. Один из них — летний православный лагерь «Потамитисса» на острове Кипр.
Лагерь «Потамитисса» существует с 1978 года под непрерывным руководством его основателя священника Георгия Антониу. Отец Георгий — личность интересная, во многом уникальная. В какой-то момент своей жизни он понял, что для миссии Православной Церкви нужны не только хорошие священники, но и активные молодые люди, готовые брать на себя ответственность и постоянно помогать священникам. Эти молодые люди могли бы вести на приходах просветительские беседы, руководить воскресными школами, устраивать для детей театральные представления. В общем, быть по-хорошему лидерами приходской жизни.
Отец Георгий именно так и задумывал «Потимитиссу», чтобы этот летний лагерь был местом подготовки лидеров православного молодежного движения. Первоначально в «Потамитиссу» приезжали исключительно молодые киприоты и киприотки. Затем в лагерь на летние месяцы стали приезжать греки и гречанки. А в 90-е годы география «Потамитиссы» расширилась до всего мира.Особую радость у отца Георгия вызвала появившаяся возможность приглашать в «Потамитиссу» представителей Русской Церкви. Когда в 1991 году СССР прекратил свое существование на Кипр к отцу Георгию поехали молодые православные из России, Белоруссии, Украины и других стран СНГ и Балтии.
«Потамитисса» первоначально находилась на севере Кипра, но вынуждена была покинуть эту территорию из-за турецкого вторжения. Сегодня она располагается южнее — в глубине острова в горах. Отдельно в течение примерно месяца длится мужская смена, отдельно — женская. В ходе всего срока пребывания в лагере его студенты и студентки живут в палатках. Их день строго регламентирован. Четко определены время подъема и отбоя.
День в «Потамитиссе» всегда начинается сначала с зарядки, за ней следует молитва. А потом начинаются занятия по греческому языку. Греческий наряду с английским является основными для общения внутри лагеря. На этих языках отец Георгий и прочие преподаватели лагеря проводят свои занятия, посвященные разбору Евангелия, а также основам педагогики и того самого лидерского движения.
По воскресеньям в «Потамиссе» совершается Литургия, которая служится в прямо под открытым небом. На территории лагеря имеется особая площадка, в центре которой располагается каменный престол. На нем и совершается служба. Отец Георгий посчитал, что такой открытый храм позволит священникам и студентам лагеря лучше ощущать себя единой общиной.
Кроме активной учебы посетители лагеря с удовольствием путешествуют по Кипру, посещая его многочисленные святыни. Более всего они стремятся попасть в город Ларнаку, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного. Святой Лазарь прославился тем, что умирал дважды. И после первой своей кончины был чудесным образом воскрешен Христом.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема