В мире существует несколько замечательных проектов, которые объединяют православных молодых людей из разных стран. Один из них — летний православный лагерь «Потамитисса» на острове Кипр.
Лагерь «Потамитисса» существует с 1978 года под непрерывным руководством его основателя священника Георгия Антониу. Отец Георгий — личность интересная, во многом уникальная. В какой-то момент своей жизни он понял, что для миссии Православной Церкви нужны не только хорошие священники, но и активные молодые люди, готовые брать на себя ответственность и постоянно помогать священникам. Эти молодые люди могли бы вести на приходах просветительские беседы, руководить воскресными школами, устраивать для детей театральные представления. В общем, быть по-хорошему лидерами приходской жизни.
Отец Георгий именно так и задумывал «Потимитиссу», чтобы этот летний лагерь был местом подготовки лидеров православного молодежного движения. Первоначально в «Потамитиссу» приезжали исключительно молодые киприоты и киприотки. Затем в лагерь на летние месяцы стали приезжать греки и гречанки. А в 90-е годы география «Потамитиссы» расширилась до всего мира.Особую радость у отца Георгия вызвала появившаяся возможность приглашать в «Потамитиссу» представителей Русской Церкви. Когда в 1991 году СССР прекратил свое существование на Кипр к отцу Георгию поехали молодые православные из России, Белоруссии, Украины и других стран СНГ и Балтии.
«Потамитисса» первоначально находилась на севере Кипра, но вынуждена была покинуть эту территорию из-за турецкого вторжения. Сегодня она располагается южнее — в глубине острова в горах. Отдельно в течение примерно месяца длится мужская смена, отдельно — женская. В ходе всего срока пребывания в лагере его студенты и студентки живут в палатках. Их день строго регламентирован. Четко определены время подъема и отбоя.
День в «Потамитиссе» всегда начинается сначала с зарядки, за ней следует молитва. А потом начинаются занятия по греческому языку. Греческий наряду с английским является основными для общения внутри лагеря. На этих языках отец Георгий и прочие преподаватели лагеря проводят свои занятия, посвященные разбору Евангелия, а также основам педагогики и того самого лидерского движения.
По воскресеньям в «Потамиссе» совершается Литургия, которая служится в прямо под открытым небом. На территории лагеря имеется особая площадка, в центре которой располагается каменный престол. На нем и совершается служба. Отец Георгий посчитал, что такой открытый храм позволит священникам и студентам лагеря лучше ощущать себя единой общиной.
Кроме активной учебы посетители лагеря с удовольствием путешествуют по Кипру, посещая его многочисленные святыни. Более всего они стремятся попасть в город Ларнаку, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного. Святой Лазарь прославился тем, что умирал дважды. И после первой своей кончины был чудесным образом воскрешен Христом.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.