
2 Тим., 293 зач., II, 11-19.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Гимнография является одним из самых древних способов выражения религиозных чувств. Гимны пели в древние времена в Иерусалимском храме. Гимны пели Сам Христос и апостолы, о чем находим свидетельство в Евангелии. Гимнами сопровождается и современное богослужение. В текстах Священное Писания этот жанр церковного творчества не редкость. Считается, что первые строки только что прозвучавшего отрывка — это цитата из древнего христианского гимна, в котором говорится о верности Богу до смерти.
Для раннего периода истории Церкви — весьма актуальные слова. Христиане не редко принимали смерть от руки преследовавших их иудеев и язычников. Их готовность отдать свою жизнь за Христа, подкреплялась верой в то, что тот, кто умрет за Спасителя, вместе с Ним и воскреснет. Однако эти слова понимались и в более широком смысле. Они намекали на крещение. Именно это таинство становится тем рубиконом, перейдя который, человек отказывается от прежней жизни без Бога и все силы своей души посвящает исполнению Евангельских заповедей. Во многом это подобно смерти. Ведь человек отказывается от много, к чему привык. В первую очередь от тех страстей, которые раньше диктовали ему как жить и что делать. Этот мучительный процесс изменения себя сродни процессу умирания. Но именно в ту меру, в какую мы потрудились на этом нелегком пути, в нашей душе проявляется Христос и мы воскресаем для новой жизни.
В сегодняшнем отрывке апостол конкретизирует, какое именно качество должен воспитать в себе христианин. По его мысли, всякий последователь Христа должен научиться управлять своим словом. Не следует реальные дела подменять праздными разговорами, которые зачастую приводят в том числе к ложным богословским выводам. В качестве примера такого пустословия апостол Павел указывает на Имения и Филита. Двух философов, которые своими праздными рассуждениями вводили в заблуждение христиан города Ефес относительно учения о воскресении. По их мысли, воскресение человека необходимо понимать, как то, что он продолжает жить в своих потомках. Такой взгляд радикально отличался от взгляда Церкви, которая всегда понимала воскресение буквально, как то, что произойдет в конце времен, или же как воскресение для новой жизни во Христе, которая открывается человеку в таинстве крещения.
С другой стороны, христианину не подобает и молчать как рыба. Его реальные поступки должны иметь свое продолжение в слове, которое свидетельствует о Творце. Как это мы и видим в случае мучеников. Проще говоря, между словом и делом должен быть установлен баланс, они должны находится в равновесии. Чувство этой гармонии приобретается лишь с опытом, путем проб и ошибок. Однако только человек, который воспитал его в себе, вместе с ним приобретет и подлинную простоту души. То внутреннее состояние, которое помогает нам привлечь в свою жизнь Бога.
Псалом 29. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида; песнь при обновлении дома.
2 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.
5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.
7 И я говорил в благоденствии моем: "не поколеблюсь вовек".
8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.
9 Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял:
10 "что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником".
12 И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,
13 да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема