
2 Пет., 64 зач., I, 1-10.
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: 5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, 6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, 7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» есть такой эпизод. Однажды объектом опыта Евгения Базарова, который, как мы помним, увлекался естественными науками, становится лягушка. Главный герой собирается ее препарировать. На вопрос удивленного деревенского мальчика, зачем он это делает, Базаров отвечает: «я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается». До сих пор для многих людей — это оптимальный алгоритм получения знания. Для того, чтобы добыть о предмете достоверную информацию, необходимо его расчленить, атомизировать и в итоге описать при помощи четкой научной формулы. Вероятно, это не плохо работает именно в случае с лягушкой. Но совершенно не подходит, когда речь идет о мире духовном, к которому отчасти относится и человек. Поэтому в том отрывке, который мы только что услышали, апостол Петр, говоря о цели человеческой жизни, как о познании Бога, предлагает совершенно иной алгоритм.
Для него познание не просто умножение сведений о предмете. Настоящее знание становится доступным лишь в результате личного контакта с тем, кого ты познаешь. Через соединение с ним вплоть до взаимопроникновения. Поэтому и Бога нельзя познать только через чтение книг или наблюдение за внешним миром. Все это лишь умножает знание о Нем, но не имеет прямого отношения к знанию того, Кто Он есть. Настоящее знакомство с Творцом происходит исключительно через соединение с Ним и уподобление Ему. Здесь работает хорошо всем знакомый закон: подобное познается к подобным. Поэтому апостол Петр описывает этот процесс познания, как приобретение человеком разного рода качеств, которые роднят его с Богом: вера, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и, наконец, вершиной всего является любовь. Именно приобретая любовь мы узнаем, кто есть Бог, а вместе с тем и достигаем цели христианской жизни.
Но и это еще не все. Тот, кто хоть немного узнал Бога лично, в той же степени приобретает подлинное знание о всем том, что наполняет этот мир. Ведь весь он содержится в руке Творцом. И это не просто овладение суммой статистических данных. Речь идет о способности проникнуть в самую суть происходящих явлений, увидеть их подлинные цель и причину, то есть то, что о них мыслит Сам Господь. Вот к чему, по мысли апостола Петра, призван каждый христианин. Лишь подобное знание, которое открывается исключительно на пути приобретения евангельских добродетелей, способно дать человеку силы твердо стоять на ногах в этой жизни. А потому и каждому из нас апостол искренне желает: «благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего».
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема