Почетный профессор Государственного университета Иокогама Мицуо Наганава писал о нем: «Он оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 40.000 человек... В личном же владении он оставил только несколько предметов довольно изношенного гардероба».
Отец Николай (в миру Иван Касаткин) родился в 1836 году в Смоленской губернии в семье диакона. Он хотел стать моряком, но по настоянию отца закончил Смоленскую духовную семинарию. После окончания в числе лучших был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Там на четвертом курсе он узнал, что Российскому консульству в Японии нужен настоятель. На это место уже подали заявления 12 студентов, но выбор пал на Ивана. Приняв в 1860 году монашеский постриг с наречением имени Николай, будущий святитель Японии начал свой долгий путь.
3 июля 1860 года 24-летний иеромонах прибыл в Хакодате, чтобы стать священником в храме при русском посольстве. И попал в на редкость враждебную внешнюю среду - отношение к иностранцам в Японии в то время было крайне негативным. Молодой настоятель начал с изучения языка, культуры и истории японского народа. Для этого он начал посещать частную школу наравне с японскими детьми. Изучал местные обычаи, разговаривал с людьми, посещал храмы. На изучение языка ушло 8 лет.
«Один Господь знает, сколько мне пришлось пережить мучений в эти первые годы, – писал о. Николай.
Первым соратником и единомышленником о. Николая стал – вы только вдумайтесь! –настоятель синтоистского храма, ярый противник всех вероучений, пришедших в Японию извне, особенно христианства. После споров и бесед с Николаем он всей душой принял учение Христа. Крестился и при крещении был наречен Павлом. С этим апостольским именем первому крещеному японцу пришлось пережить аресты, гонения за веру и через 10 лет стать первым православным священником-японцем. Следующими христианами стали двое врачей, которых иеромонах Николай тайно крестил в своем кабинете и нарек Иоанном и Иаковом. После этого число японцев, желавших принять православие, стало увеличиваться, да так, что возникла необходимость открытия духовной миссии в стране. Понятно, что главой ее стал отец Николай в сане архимандрита. И переехал в Токио, где открыл семинарию, женское духовное училище, школы катехизаторов и причетников. Издавал пять православных журналов на японском языке. Сам служил на японском. Число верующих увеличивалось, среди японцев уже насчитывалось 6 священников, открылись приходы в Киото, Нагасаки, Хего и Йокогаме. Церковь росла и крепла. В марте 1880 архимандрит Николай был возведен в сан епископа.
И приступил к осуществлению главной мечты – строительству кафедрального собора. На вершине холма в центре Токио в 1891 году воздвигнут был храм в честь Воскресения Христова. Великолепное здание в русско-византийском стиле в высоту достигало 35 метров, крест на его куполе был виден за 20 километров при подъезде к столице. На колокольне высотой 40 метров располагались восемь больших и малых колоколов. Собор произвел на японцев ошеломляющее впечатление. Современники писали: «Храм как бы парит над окружающим его со всех сторон языческим миром».
В народе очень быстро прижилось еще одно его имя – «Никорай-до» – «храм святого Николая». Величественность строения была соизмерима с масштабом личности епископа.
Всю свою жизнь, каждый день он над переводом на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. Написал ряд научных востоковедческих трудов. Много внимания он уделял делу знакомства японцев с классической русской и европейской культурой.
3 февраля 1912 года, на семьдесят шестом году жизни, святитель Николай скончался. Сам император прислал венок из живых цветов с иероглифами: «Он-Си», «Высочайший дар». Святитель Николай стал первым европейцем, которого похоронили на старинном кладбище в Токио.
И коли вам случится быть в Японии, вспомните великое имя Святителя Николая.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.