
Послушаем, друзья, кусочек текста, знакомого нам с раннего детства. Читает народный артист России Николай Литвинов, запись со старой виниловой пластинки:
В третий раз закинул он невод, —
Пришёл невод с одною рыбкой.
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй себе там на просторе».
Как дальше развивались события в пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», вы, конечно помните: жена старика отправила мужа обратно к морю — просить новое корыто, и потом гоняла его раз за разом — за новыми избами-теремами-дворцами и новыми, выражаясь современным языком, статусами — для себя, любимой. Старик смиренно ходил и просил, море мрачнело, рыбка исполняла. И только когда старуха захотела стать владычицей морскою и повелевать самою рыбкой, — всё вернулось на круги своя: к ветхой лачуге и разбитому корыту. Кстати, в пушкинских черновиках остался удивительный эпизод ещё одного старухиного требования (а поэт опирался на сказку братьев Гримм) — стать «римской папой»...
Я обратился к сказке Пушкина после того, как перечитал статью выдающегося пушкиниста Валентина Непомнящего «Добрым молодцам урок», которую он написал в начале 1980-х и дополнял из года в год. В ней учёный напомнил, что во времена поэта, да и впоследствии, пушкинские сказки, ставшие, так сказать, новым русским фольклором, не были по-настоящему поняты. ...Ни в контексте всего пушкинского творчества, ни в рамках проблемы «детское — взрослое», ни — самое главное — в своём уникальном духовном значении.
В этих произведениях, и в «Золотой рыбке» особенно, произошло столкновение двух мировоззрений — языческого, создавшего народную сказку, и христианского — пушкинского. Так возникает, в частности, тема смирения и гордыни. Обратимся опять к «Сказке о рыбаке и рыбке». Вот, Николай Литвинов читает нам из эпизода о последнем походе старика к морю — просить для старухи титула «морской владычицы» (у братьев Гримм она захотела стать Богом):
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Финал известен — разбитое корыто. А Старик? «...Его смирение, — пишет исследователь Пушкина Валентин Непомнящий, — оказывается силой. Ведь если бы не это христианское, в сущности, смирение — когда он покорно выполняет даже последний, самый дикий приказ своей глупой и сварливой половины, — его Старуха так и осталась бы царицей! И правда бы не восторжествовала — как будто ее и нет. Именно смирение, эта внешняя „немощь“ (за которую Старика исследователи и читатели часто осуждают), оказывается орудием Высшей правды...» Конец цитаты.
...И я благодарно соглашусь с нашим учёным, который в той же статье «Добрым молодцам урок» назвал пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке» «пророчеством и предупреждением всему человечеству». Тут есть над чем подумать.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 144 зач., X, 5-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Историю исхода евреев из Египта знает каждый христианин. Эта история важна для нас не просто как часть библейского повествования, она интересна, в первую очередь, теми уроками, которые мы можем из нее извлечь. Для научения нам нет необходимости самим пытаться увидеть скрытые и неочевидные смыслы, нам достаточно обратиться к апостольским посланиям, в которых содержится все нам необходимое. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам. В этом отрывке Павел напомнил о некоторых крайне важных уроках библейской книги Исход. Давайте послушаем его слова.
Глава 10.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
Все вышедшие из Египта люди были равны; книга Исход не говорит, что среди них были какие-то особенные отчаянные грешники, те, кто не достоин жить в Земле Обетованной. Нет, все покинувшие Египет потомки праотца Иакова могли дойти до точки назначения. Однако, как мы знаем, достичь Земли Обетованной смогли лишь два человека из числа рождённых в Египте — Иисус Навин и Халев, сын Иефонии. У этого факта есть своё объяснение и свои духовные причины, истоки которых сокрыты в упомянутых в только что прозвучавшем апостольском отрывке событиях Исхода.
Начался этот отрывок с фразы, которую невозможно понять, если не знать о том, что было написано в начале 10-й главы Первого послания к Коринфянам. Напомню, эта фраза звучит так: «Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (1Кор. 10:5). А начало мысли апостола Павла такое: «Отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор. 10:1–2). То есть изначально все вышедшие из Египта люди были в одинаковых условиях; они все были свидетелями великих чудес Божиих. Однако реакция людей на эти проявления божественной силы была разной. Увы, но оказалось, что есть и те, кто, помня о событиях Исхода, позволил себе впасть в идолопоклонство, а также иметь непозволительную связь с моавитянками. Страшнее же всего то, что таких людей были не единицы и не десятки, их были десятки тысяч — апостол Павел упомянул двадцать три тысячи человек, наказанных Богом смертью за их грехи.
Конечно, Павел приводит здесь эпизоды истории Исхода вовсе не ради погружения в исследование прошлого. Идея апостола состоит в том, чтобы напомнить христианам о том, что благодать Божия и оказанные нам Богом благодеяния не должны приводить к расслабленности и безмятежности. Не стоит думать, что если где-то в прошлом Бог явным образом помог нам, то теперь у нас какие-то особенные отношения с Богом, позволяющие с пренебрежением относиться к Его заповедям. Нет, напротив, если человек знает о Боге, знает о Его благодеяниях, если человек чувствует, что Бог к нему близок, то это должно означать лишь одно: сугубое внимание к своему нравственному состоянию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богослов священник Сергий Булгаков». Алексей Козырев

У нас в студии был декан философского факультета МГУ Алексей Козырев.
Мы говорили о русском русском религиозном философе, богослове, священнике Сергии Булгакове, в частности, о его размышлениях о Премудрости Божией и догматическом обосновании культуры.
Этой беседой мы открываем цикл разговоров о русских религиозных философах 20 века.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер