
Фото: Caraș Jr./Unsplash
Румыния — страна фестивалей и ярмарок. Здесь они проходят ежемесячно. Некоторые из фестивалей привлекают до нескольких тысяч человек. Другие выглядят скромнее, но от этого не становятся менее интересными.
Наиболее колоритными являются мероприятия, которые проводятся в Трансильвании — известном на весь мир и загадочном регионе Румынии. Трансильвания представляет собой гористую и лесистую местность, овеянную многочисленными легендами. Здесь обитал князь Влад Цепеш, благодаря писателю Брэму Строкеру известный теперь как граф Дракула. Но не только Дракулой, который, кстати, был большим церковным благотворителем, может похвалиться Трансильвания. Например, сердцем данной области является город Брашов — культурная и музыкальная столица Румынии. Здесь ежегодно проходит знаменитый рождественский фестиваль. Еще одним замечательным местом в Трансильвании является Гайна-гора, входящая в состав гор Апусени. Апусени — регион, который как будто застрял в Средневековье. Во многих здешних селениях до сих пор нет электричества. Местные жители-горцы перемещаются на лошадях, носят традиционные костюмы и по-прежнему соблюдают интересные обычаи.
Один из них — ярмарка Пречистой Девы на Гайна-горе. Гайна-гора представляет собой не очень высокую известняковую гору с широкой плоской вершиной. Из-за этого горцы и облюбовали ее в древности для проведения здесь ярмарки женихов и невест. Когда-то эта ярмарка была языческой. Женихами и невестами на ней в прямом смысле не торговали, их родители приводили сюда показать и, как следствие, женить или выдать замуж. Хотя христианство появилось на территории современной Румынии еще в четвертом веке, из-за переселений народов не во всех ее регионах оно могло сразу вытеснить язычество. Христианство пришло в Апусени на рубеже первого и второго тысячелетий. С его приходом языческая ярмарка женихов и невест в корне изменилась. Покровительницей события стала считаться Пречистая Дева Мария, а ярмарка, которая в языческие времена была местом разгула и вседозволенности, потеряла прежнюю репутацию. Теперь в начале июня каждого года горцы Апусени приводят на вершину Гайна-горы своих детей, достигших брачного возраста, зная, что праздник не грозит их семьям позором.
Ярмарка на вершине Гайна-горы — одна из возможностей для местных жителей встретиться и пообщаться друг с другом. Девушки, зная, что могут встретить на празднике своего будущего жениха, надевают лучшие платья, украшают себя цветами и молятся Пресвятой Богородице о даровании семейного счастья. Традиционно девушки надевают на себя богато расшитые бисером жилетки и платья с целыми облаками плетенных вручную кружев. Ярмарка на Гайна-горе длится один день. С самого утра сюда приезжают торговцы традиционными для Румынии товарами и угощениями. Знаком открытия фестиваля служит пронзительное звучание духовых рожков, на которых играют приехавшие девушки. Затем начинается время танцев. Танцоры образуют круг, топают, кружатся в быстром темпе. Гости ярмарки угощаются жареной бараниной, вином и мамалыгой, которые привозят торговцы. А с наступлением ночи усаживаются у костра, где подчас родители жениха и невесты в их присутствии уже предметно обсуждают грядущую свадьбу своих детей.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема