
— В Нарнии? Что это?
— Это то, где ты стоишь! От фонарного столба до самого замка Кэр-Параваль на Восточном океане. Каждый камень и каждая веточка. И даже сосулька. Это — Нарния.
Нарния... Волшебная страна, где пушистые ветви елей сгибаются под тяжестью сверкающего снега, и мягко светит фонарь, приветствуя тех, кто непостижимым образом попал туда из привычного мира. Именно в Нарнии происходит диалог, который мы только что услышали. Девочка по имени Люси Певенси беседует со сказочным существом, фавном мистером Тумнусом, обитателем Нарнии, дверь в которую Люси случайно обнаружила в глубине старого шкафа. Как вы уже наверняка поняли, это был фрагмент из кинотрилогии «Хроники Нарнии», снятой по одноимённому произведению известного писателя Клайва Стэйплза Льюиса. Первый фильм — «Лев, колдунья и волшебный шкаф» — вышел на экраны в 2005 году. Позже были сняты ещё два — «Принц Каспиан» в 2008 году и «Покоритель зари» в 2010-м. За киновоплощение удивительной сказки-притчи взялись режиссёры Эндрю Адамсон и Марк Эптед. Яркие, по-настоящему волшебные и добрые «Хроники Нарнии» сразу же завоевали сердца зрителей, а кинокритики отмечали бережное отношение создателей фильма к оригиналу — произведениям Льюиса. Ну а сам Льюис никогда не скрывал, что вложил в свой текст христианский смысл. «Вся история Нарнии говорит о Христе», — писал он. И зрители без труда найдут в фильмах евангельские отсылки. Одна из них, самая главная — это жертва, на которую идёт Великий лев Аслан — создатель и господин Нарнии. Когда Эдмунд, брат Люси, проникает вслед за сестрой в Нарнию, он попадает во власть Белой Колдуньи и становится предателем. По законам волшебной страны, колдунья имеет право убить мальчика. Но Аслан добровольно идёт на смерть вместо Эдмунда. Люси и её старшая сестра Сьюзан, которая тоже попадает в Нарнию вместе с остальными Певенси, оплакивают умершего льва, но прямо на их глазах происходит невероятное: тело Аслана сначала исчезает, а потом он появляется перед девочками... живым! Этот эпизод настолько мощный, что на его фоне, пожалуй, меркнут все самые невероятные спецэффекты фильма. Воскресший Аслан рассказывает изумлённым сёстрам о древнем пророчестве, которое, по сути, повторяет евангельский смысл искупительной жертвы Христа, невинно принявшего смерть за грехи человечества и тем самым смерть победившего!
— Когда на жертвенный стол вместо предателя по своей воле взойдёт тот, кто невиновен, каменный стол разрушится, и даже сама смерть отступит перед ним.
Конечно, в фильме звучат не только евангельские мотивы. В нём масса просто ярких, захватывающих, красивых и зрелищных моментов. Зрители могут насладиться чудесными пейзажами волшебной страны или, например, представить себя участниками Великой битвы за Нарнию. И всё же герои кинотрилогии постоянно возвращаются к осмыслению веры. Так, например, во второй части дети Певенси и обитатели Нарнии начинают думать, что Аслан покинул их. И только Люси продолжает верить, что он по-прежнему рядом и поможет в трудный час. В одном из эпизодов, в разговоре со своим братом Питером, Люси простыми словами выражает глубокую христианскую мысль о том, что Бог не навязывает своё присутствие, но всегда спешит на зов того, кто в Нём нуждается.
— Ты везучая.
— О чём ты?
— Ты его видела. Если бы он дал мне хоть какой-нибудь знак...
— Может, это мы должны дать ему знак?..
После просмотра фильма «Хроники Нарнии», который взрослым наверняка понравится ничуть не меньше, чем детям, остаётся прекрасное ощущение чуда. Да, Нарния — это сказка. Но она вполне может стать реальностью. Ключ к ней — в сердце каждого из нас. О том, как открыть его для чуда, для веры и любви, побуждает задуматься эта удивительная кинотрилогия.
Псалом 16. На струнах Псалтири
Молитва Давида
1 Услышь, Господи, правду (мою),
внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет;
да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью,
искусил меня и ничего не нашел;
от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих,
я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих,
да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже;
приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою,
Спаситель уповающих (на Тебя)
от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока;
в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, —
от врагов души моей, окружающих меня.
10 Они заключились в туке своем;
надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас;
они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю.
12 Они подобны льву, жаждущему добычи,
подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их.
Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи,
от людей мира, которых удел в этой жизни,
которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих;
сыновья их сыты,
и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое;
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема