— В Нарнии? Что это?
— Это то, где ты стоишь! От фонарного столба до самого замка Кэр-Параваль на Восточном океане. Каждый камень и каждая веточка. И даже сосулька. Это — Нарния.
Нарния... Волшебная страна, где пушистые ветви елей сгибаются под тяжестью сверкающего снега, и мягко светит фонарь, приветствуя тех, кто непостижимым образом попал туда из привычного мира. Именно в Нарнии происходит диалог, который мы только что услышали. Девочка по имени Люси Певенси беседует со сказочным существом, фавном мистером Тумнусом, обитателем Нарнии, дверь в которую Люси случайно обнаружила в глубине старого шкафа. Как вы уже наверняка поняли, это был фрагмент из кинотрилогии «Хроники Нарнии», снятой по одноимённому произведению известного писателя Клайва Стэйплза Льюиса. Первый фильм — «Лев, колдунья и волшебный шкаф» — вышел на экраны в 2005 году. Позже были сняты ещё два — «Принц Каспиан» в 2008 году и «Покоритель зари» в 2010-м. За киновоплощение удивительной сказки-притчи взялись режиссёры Эндрю Адамсон и Марк Эптед. Яркие, по-настоящему волшебные и добрые «Хроники Нарнии» сразу же завоевали сердца зрителей, а кинокритики отмечали бережное отношение создателей фильма к оригиналу — произведениям Льюиса. Ну а сам Льюис никогда не скрывал, что вложил в свой текст христианский смысл. «Вся история Нарнии говорит о Христе», — писал он. И зрители без труда найдут в фильмах евангельские отсылки. Одна из них, самая главная — это жертва, на которую идёт Великий лев Аслан — создатель и господин Нарнии. Когда Эдмунд, брат Люси, проникает вслед за сестрой в Нарнию, он попадает во власть Белой Колдуньи и становится предателем. По законам волшебной страны, колдунья имеет право убить мальчика. Но Аслан добровольно идёт на смерть вместо Эдмунда. Люси и её старшая сестра Сьюзан, которая тоже попадает в Нарнию вместе с остальными Певенси, оплакивают умершего льва, но прямо на их глазах происходит невероятное: тело Аслана сначала исчезает, а потом он появляется перед девочками... живым! Этот эпизод настолько мощный, что на его фоне, пожалуй, меркнут все самые невероятные спецэффекты фильма. Воскресший Аслан рассказывает изумлённым сёстрам о древнем пророчестве, которое, по сути, повторяет евангельский смысл искупительной жертвы Христа, невинно принявшего смерть за грехи человечества и тем самым смерть победившего!
— Когда на жертвенный стол вместо предателя по своей воле взойдёт тот, кто невиновен, каменный стол разрушится, и даже сама смерть отступит перед ним.
Конечно, в фильме звучат не только евангельские мотивы. В нём масса просто ярких, захватывающих, красивых и зрелищных моментов. Зрители могут насладиться чудесными пейзажами волшебной страны или, например, представить себя участниками Великой битвы за Нарнию. И всё же герои кинотрилогии постоянно возвращаются к осмыслению веры. Так, например, во второй части дети Певенси и обитатели Нарнии начинают думать, что Аслан покинул их. И только Люси продолжает верить, что он по-прежнему рядом и поможет в трудный час. В одном из эпизодов, в разговоре со своим братом Питером, Люси простыми словами выражает глубокую христианскую мысль о том, что Бог не навязывает своё присутствие, но всегда спешит на зов того, кто в Нём нуждается.
— Ты везучая.
— О чём ты?
— Ты его видела. Если бы он дал мне хоть какой-нибудь знак...
— Может, это мы должны дать ему знак?..
После просмотра фильма «Хроники Нарнии», который взрослым наверняка понравится ничуть не меньше, чем детям, остаётся прекрасное ощущение чуда. Да, Нарния — это сказка. Но она вполне может стать реальностью. Ключ к ней — в сердце каждого из нас. О том, как открыть его для чуда, для веры и любви, побуждает задуматься эта удивительная кинотрилогия.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.