— По приказу императора я обещаю вознаграждение в двадцать золотых монет за сведения о плаще, который когда-то принадлежал человеку по имени Иисус, распятому за подстрекательство к мятежу в Иерусалиме. Наказание за укрывательство — смерть!
Такой необычный призыв звучит с экрана в самом начале художественного фильма «Деметрий и гладиаторы» режиссёра Дэ́лмера Дэ́йвса. Мы только что услышали фрагмент из этой американской картины 1954 года, вошедшей в золотой фонд мирового кинематографа.
В центре её сюжета — христианин по имени Деметрий, которого сыграл известный актёр Виктор Мэтьюр. Апостол Пётр оставляет Деметрию на хранение плащ Христа, в который Спаситель был облачён во время истязаний римскими солдатами. Но плащ разыскивает кровожадный император Калигула, уверенный, что одежда Христа обладает магической силой возвращать мёртвых к жизни.
Такая вот необычная сюжетная завязка, но этой интригой фильм не ограничивается. Его действие переносится из императорского дворца то в пещерную церковь, где тайно собирались первые христиане, то на ристалище, где на потеху толпе насмерть бьются гладиаторы. Главный герой картины, Деметрий, надёжно прячет доверенный ему Петром плащ Христа, но по стечению обстоятельство всё-таки попадает под арест. Вместо тюрьмы его отправляют в школу гладиаторов.
И мы становимся свидетелями сложного духовного и нравственного выбора героя, восхищаемся его стойкости и верности христианским заповедям, а потом искренне переживаем, когда Деметрий, не выдержав тяжести обстоятельств, утрачивает веру и поддаётся невероятным соблазнам и искушениям. В то же время — и это, действительно, замечательная режиссёрская находка — мы видим, как возникает вера в душе человека, казалось бы, от неё очень далёкого. Так, например, гладиатор по имени Гликон, любимец публики, лишивший жизни немало своих противников, испытывает глубокое раскаяние. Это видно из его диалога с Деметрием, который уже отступил от веры, и негодует на Гликона за то, что тот общался с апостолом Петром.
— Ты говорил с Петром, верно? Что ты сказал ему обо мне?
— Я ни с кем не обсуждаю твои дела.
— Тогда что ты сказал ему?
— Я спросил его, может ли тот, кто убил тридцать человек на арене, как я, обрести надежду, спать ночами спокойно…
Прозвучавшие только что слова Гликона, вроде бы эпизодического персонажа, очень важны для замысла всей кинокартины. Фильм Дэлмера Дэйвса «Деметрий и гладиаторы» совершенно ясно говорит нам о том, что надежда есть у каждого. Даже у того, кто в минуту душевной слабости, оказался некрепок в своей вере. И надежду эту даёт искреннее раскаяние, готовность подняться, чтобы вновь следовать за Христом. Картина получилась по-настоящему христианской. В ней есть и глубина, и красота, и мудрость, и… хэппи-энд. Причём, не надуманный, а весьма неожиданный и поднимающий в душе волну почти детского восторга, когда в финале картины на смену жестокому Калигуле приходит новый император Клавдий и обращается к раскаявшемуся Деметрию:
— Иди к христианам и передай: им нечего меня бояться!
Фильм «Деметрий и гладиаторы» режиссёра Дэлмера Дэйвса — о том, что верующим в Христа бояться нечего. И главное — не стоит бояться признать собственные ошибки, потому что, только сделав это, можно начать жить с Богом.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.