Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
История патриарха Авраама, о котором упоминает апостол Павел, очень необычна. Он жил со своим отцом в городе Ур, который находился на территории древней Месопотамии. Существует предание, что в отличие от своих родственников, которые были язычниками, Авраам не мог удовлетвориться многобожием. Он упорно искал истину. На этом пути он изучил множеством наук, погрузился в философию, познакомился с разнообразными религиозными верованиями. Однако Того, к чему его влекло сердце, он там не нашел. И вот на склоне жизни, когда Аврааму было уже 75 лет, Господь лично обратился к нему. Он сказал ему оставить то место, где он жил, свою родню, то ремесло, которым он зарабатывал на жизнь, и идти в далекую страну, Землю Обетованную, Палестину, где от него произойдет великий народ. И будет этот народ владеть этой землей. Авраам поверил и пошел.
Нам с вами сложно адекватно оценить этот поступок. Ведь мир был совершенно другой. Пойти неизвестно куда, на старости лет, единственно доверившись неизвестному голосу — по меньшей мере странно. Жизнь чужестранца не стоила и гроша. На них смотрели с подозрением и неприязнью. Никаких прав у них не было. Ситуация усугублялась тем, что у Авраама не было детей. Мало того, что его жена Сарра была в преклонном возрасте, она к тому же была бесплодна. Поэтому с практической точки зрения, то, что он делает, — это чистое безумие. Шаг в пустоту. Да и в Палестине Аврааму пришлось не сладко. Он был вынужден вести жизнь кочевника, скитальца на той земле, которую Бог вроде бы как уже отдал ему. Ему даже пришлось покупать у местных жителей место для погребения своей жены.
В этих скитаниях и прошла вся его оставшаяся жизнь. Но посмотрите, апостол Павел говорит, что даже на смертном одре Авраам был уверен, что Бог исполнит свои обещания. Так и случилось. Уже при жизни Господь послал ему и его жене утешение. Вопреки всем законам естества от бесплодной, девяностолетней Сарры, и столетнего старца родился ребенок. Исаак. А через несколько веков небольшой кочевой народ превратился в могущественный Израиль, которому действительно принадлежала вся Палестина. Но что самое главное, именно из этого народа на свет появился Мессия, Спаситель Христос.
Это и есть путь веры. Он всегда начинается с шага в пустоту. С доверия слову Божию и стремлению исполнить Его заповеди. И нам не стоит обольщаться. Несмотря на то, что на этом пути Господь порой посылает нам весточки, дает утешения, его большую часть человек может не чувствовать Бога. Он вынужден бороться с сомнениями и даже претерпевать разного рода злоключения, как если бы он был странником на чужбине. Но на то она и вера — единственно средство, при помощи которого каждый из нас сможет достичь своей собственной обетованной земли.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.