Евр., 306 зач., II, 11-18.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, посвящен одной из ключевых тем христианского богословия. Речь идет о воплощении Бога ради спасения человека. Всякий, кто начинает о ней задумываться хоть немного, неизбежно задает вопрос: зачем Богу понадобилось спасать людей именно так? Неужели не было иного способа. Послать ангела, пророка, прийти, наконец Самому, приняв на время какой-то видимы образ. А тут реальное воплощение, страдания, смерть на кресте. Зачем?
В средневековом схоластическом богословии западные ученые любили задавать каверзные вопросы, на которые невозможно было дать четкий, однозначный ответ. Один из таких вопросов звучал так: может ли Бог создать такой камень, какой Он Сам не в силах будет поднять? Если скажем да, то Бог не всемогущ, ведь Он не может поднять камень. Если скажем нет, опять же получится неувязка. Ведь что это за Бог, который что-то не может создать? На православном востоке все же ответ давали. Да, Бог может создать такой камень. Более того, Он его создал. Этот камень — свобода человеческого самоопределения. Только я сам могу решить, в какую сторону мне идти. Только я сам делаю выбор в пользу зла или в пользу добра.
Отсюда явный вывод. По щелчку пальцев вернуть человека в рай не получится. Ведь кому-то искренне нравится ад. Кто-то испытывает глубокое удовлетворение, причиняя боль другому. Кому-то комфортно жить в скверне и общение с праведным, светлым, кротким нарушает его внутренний покой. Помести его в рай силой, он станет для него тюрьмой и местом мучений. Переключи его внутренний, сердечный тумблер, он ничем не будет отличаться от безвольной тряпичной куклы. В обоих случаях свобода умрет.
Единственный выход, создать в человеческой душе такие предпосылки, в результате которых он сам искренне захочет перемен и сделает свободный выбор в пользу добра. Но для этого необходимо воплотиться не иллюзорно. Ведь от одной мысли о еде сыт не будешь. Требуется реально соединить природу человека и Бога. Это и есть основная причина воплощения. Христос стал настоящим человеком, чтобы соединить в Себе человеческое и божественное естество. Вдохнул в нашу склонную ко греху натуру дыхание новой жизни. В крещении человек таинственным образом становится участником этого обновленного, здорового организма. Ему словно вкалывают сыворотку против смертельно опасной болезни. При том условии, что после этого он будет вести сознательную христианскую жизнь, он полностью избавится от вируса. Его больше не будет мучать тяга ко греху. Ведь за это заплачена огромная цена — воплощение Творца мира, Его страдания, смерть на кресте и Его светлое и славное Воскресение.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.