Евр., 303 зач., I, 1-12.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; 11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В древние времена книги переписывались вручную. Естественно, что все они в той или иной степени отличались от оригинала. Это было всего лишь подражание протографу, то есть первичному тексту. По разным причинам в копии вкрадывались различные ошибки, неточности, правки. Порой многократное переписывание давало в итоге совершенно иной текст. Все изменилось в 1445 году. Считается, что именно тогда Иоанн Гуттенберг изобрел печатный станок. Именно с этого момента началось массовое книгопечатание. Теперь текст оригинала, который набирали в виде литер, выпуклых металлических букв, покрытых краской, просто прижимали к листу бумаги на специальном устройстве. В результате получался оттиск страницы. Копия, которая абсолютно не отличалась от исходного текста. Она была ничем иным как точным отпечатком его сущности, а не просто подражанием оригиналу, как рукописный текст.
Схожая мысль содержится в только что услышанном нами отрывке. Апостол Павел начинает свое послание с того, что объясняет слушателем, кем же на самом деле является Иисус Христос. Он есть никто иной как «образ ипостаси» Бога. Выражение крайне примечательное, а потому остановимся на нем подробнее. Греческое слово «характир», которое переведено на русский язык как «образ» имеет еще одно значение — «гравировка, отпечаток, сделанный печатью или краской». Такой отпечаток оставляет печать, например, на монете; или же станок для гравировки на бумаге или ткани. Второе слово «ипостась» можно перевести как «сущность». Итак, «образ ипостаси» это есть ни что иное, как «отпечаток сущности» Бога. Говоря иначе, Христос отпечаток сущности Творца на мягком материале человеческой природы. Он в точности повторяет Его черты.
Позже на православных соборах, которые получили название Вселенские, эта выраженная образным языком мысль апостола будет зафиксирована при помощи четкого богословского термина. Сын «единосущен» Богу Отцу. То есть у них одна сущность. Он тот же самый Бог, который сотворил мир и заботится о нем на протяжении всей истории его существования.
Поэтому апостол Павел и поясняет дальше при помощи различных цитат из Священного Писания, что Христос несравненно выше самых великих пророков и даже ангелов. Все они есть в лучшем случае «рукописные копии» Создателя. Его «наброски, рисунки». Они дают лишь приблизительное представление о Боге. В Иисусе из Назарета к евреям пришел Сам Бог.
Эта истина составляет самое ядро христианского благовестия. Господь настолько возлюбил мир, что стал человеком и умер за нас на кресте. Он принял на себя человеческую природу со всеми ее немощами, чтобы исцелить нас и вернуть в то место и то состояние, которых по своему легкомыслию лишился первый человек. В конечном счете, как говорит об этом свт. Афанасий Александрийский, «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.