Кол., 257 зач., III, 4-11.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Последним в карьере кинорежиссера Алексея Балабанова стал фильм «Я тоже хочу». Вскоре после премьеры Балабанов скончался. Я не буду, как принято говорить сегодня, делать спойлеры, раскрывать главные детали сюжета. Скажу только об основной идее фильма. «Я тоже хочу» — это размышление о счастье, к которому стремится каждый человек — без исключения. Для героев картины Балабанова счастье находится где-то за пределами привычной реальности. По разным причинам. Один персонаж пресытился благами мира. Другой — наоборот, ничего кроме страданий на своём пути не встретил. Третья героиня ищет избавления от презрения к себе самой. Иными словами, все действующие лица жаждут выхода из привычного мира — туда, где счастье, по их мнению, живёт. Потому и отправляются герои в странное путешествие — к загадочной колокольне, которая способна мгновенно перенести человека туда, где всё необходимое для счастья есть. Но вот незадача. Как говорят, колокольня окружена зоной отчуждения, да и принимает не всех. Те, кто колокольней оказался отвергнут, не был перенесен в мир иной, погибают в зоне — обратного пути из нее нет. Фильм Балабанова — большая притча, размышление о том, в чем человек действительно нуждается, к чему стремится. Счастье, которого мы так желаем, почему-то ускользает от нас. Хотя нам часто кажется, что мы его, безусловно, достойны. Так, во всяком случае, полагает один из героев Балабанова. И искренне не понимает, почему колокольня его отвергла. Другой движется по зоне, не имея внутри почти никакой надежды, но итог путешествия оказывается для него благоприятным.
Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к христианам города Колоссы посвящён теме счастья, которое для Павла состоит во встрече со Христом. В Нём апостол видит завершение всех поисков, в Нём происходит разрешение всех вопросов. Спаситель открыт для каждого человека, стучится в сердце каждого из нас. Но ответить на призыв Христа сможет только тот, кто окажется способен переступить через границы эгоизма, преодолеть преграды страстей. Или как выражается апостол Павел, совлечь с себя ветхого человека и явить обновлённое естество. Этот процесс внутреннего очищения напоминает путешествие через зону в фильме Балабанова — местность с непростым климатом, плохими дорогами и прочими испытаниями. Мы движемся к Богу и подчас тратим все силы на терпение — скрипя зубами, продираясь сквозь колючие заросли собственных ошибок, чтобы найти во Христе нескончаемое счастье. В конце этого непростого путешествия нас ждет главное испытание. Сможем ли мы отказаться от всего сделанного, пожертвовать всем пройденным ради любви к Богу. Способны ли мы будем встать в основании колокольни счастья, не предъявляя Христу счет за все молитвы, посты и дела милосердия? Колокольня примет только того, кто окажется свободным от этой тончайшей формы гордыни, явит Богу светлую надежду и искреннюю веру. Только такой поистине свободный человек, в конечном счете, и станет обладателем немеркнущего счастья Неба.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.