Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Людям далеким от религии весь религиозный мир кажется одинаковым. Конечно, внешних различий можно найти немало, но значительно важнее понимать различия внутренние. Открывая Библию с самого начала, мы можем увидеть, что отношения Бога и человека строятся как отношения личные, проникнутые доверием и сотрудничеством. Однако человек совершает грех. Он знает, что сотворен для божественной жизни, но пытается добыть себе эту жизнь механическим способом. Думает, что можно съесть плод и стать богом, без личных отношений и без любви к Богу.
Странный поступок, наивный и несуразный, — скажет кто-нибудь. Но на самом деле — это поступок очень понятный, просто не в христианской, а в языческой и магической картине мира. То, что сделал Адам — по форме чистая магия, безличная и механическая, не обращающая внимание на суть, но стремящаяся к форме.
Может показаться, что все это давно в прошлом, но на самом деле, если мы внимательно посмотрим на Библию, Бог всю дальнейшую историю борется с магизмом, в который так и срываются люди. Он зовет их к личному общению, хочет быть им близким, но они то и дело пытаются свести все к манипуляции. Создают золотого тельца, сводят все к жертвам... И хотя Бог говорит, через пророка, что дым от этих жертв Ему противен, они не хотят ничего менять.
Сегодняшнее чтение начинается с очень важных слов. Поддерживая Тита в борьбе с иудействующими братьями, апостол напоминает, что разделение животных на чистых и нечистых было временным и условным. Он прямо утверждает: Для чистого — все чисто. Человек, который обновлен Христом и смотрит на мир, как на мир Божий — видит в нем только Божье. По слову свт. Иоанна Златоуста: «свойство чистоты — не воздержание от всего, но смелое принятие всего», потому что нет ничего скверного самого по себе, кроме греха. Напротив, пораженная совесть поражает все действия... И поражает в первую очередь боязнью греха, ощущением, что ты грешишь.... А друг, я съем что-нибудь не то, а вдруг я скажу что-нибудь не так... и тогда на меня разгневаются или мои слова не сработают. Чистейшая магия и попытка манипулировать Богом и Его благодатью. Человек, который чист сердцем, боится лишь одного — нарушить заповедь Отца. Поэтому обращаясь к Титу, как к учителю чистоты, апостол показывает, и старцам, и вдовам, и юношам, и всем прочим, о чем на самом деле им необходимо заботиться.
Люди приходят в храм и порой ведут себя очень боязливо. А вдруг в этом священном месте они сделают что-нибудь не так! Благоговение — прекрасное и очень нужное чувство, но хорошо бы испытывать его не только в стенах, которые расписаны образами, но и перед каждым, человеком как образом Божиим, к которому надо отнестись с трепетом и любовью.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.