По городу ползут упорные слухи, якобы какая-то девица окаменела и стоит уже с января. Оной веры нам недостаточно — нам чудо подавай! Небесного знамения, Отца-Господа в облаках! Девицы, застывшей посреди избы с иконкой в руке…
Герой фильма «Чудо» режиссёра Александра Прошкина, священник Андрей, говорит о знаменитом чуде, которое многим известно как «Стояние Зои». Произошло оно в Самаре в 1956 году, в один из самых активных богоборческих периодов советской эпохи: Хрущёв обещал показать по телевизору последнего попа, в храмах открывались клубы… И вот, на фоне всего этого случается необъяснимое: комсомолка, кощунствуя, пустилась в пляс с иконой святителя Николая в руках и прямо во время танца застыла посреди комнаты, словно каменная. И простояла 128 дней. Юрий Арабов, написавший сценарий для фильма «Чудо», положил в его основу именно то невероятное событие.
При этом и сценарист, и режиссёр решили не цитировать дословно историю самарского чуда. Прежде всего, они хотели поразмышлять на тему веры и неверия, способности человека воспринять собственную жизнь как чудо. Для этого создатели фильма ввели в документальную основу несколько параллельных сюжетов с вымышленными персонажами. И даже изменили имена реальных героев и места действия. Например, вместо Зои — Татьяна, вместо Самары — Гречанск.
Удивительно достоверно представлена в картине атмосфера провинциального советского города того непростого времени. А ещё с первых же кадров фильма повисает ожидание чего-то необыкновенного, сверхъестественного. И когда чудо случается, оно ошеломляет.
Хотя главную героиню Татьяну на протяжении фильма мы видим всего в нескольких эпизодах, они настолько сильные, что впечатление от них не отпускает до самого конца. Невольно чувствуешь и себя свидетелем грозного и поучительного чуда.
Поэтому с удивлением наблюдаешь, как реальные участники необъяснимого события пытаются отмахнуться от очевидного, ищут увиденному рациональное объяснение! Но в то же время, очевидно, что в их душах и сердцах что-то меняется. Чудо проникает в их жизнь и происходит с ними самими! Небольшое, незаметное на первый взгляд, но происходит! Например, с одним из героев фильма, журналистом Николаем Артемьевым, талантливым поэтом, вынужденным забросить творчество ради карьеры. Он работает журналистом и по заданию редакции едет в Гречанск — писать о чуде заказной разоблачительный фельетон. Вернувшись из командировки, Николай отвечает на вопросы жены:
— Скажи-ка мне, было ли чудо в Гречанске?
— Гм… голая медицина. Клинический случай.
— По какому случаю праздник?
— Меня выставили. Финита ля комедия.
— Из-за статьи?!
— Заявление по собственному желанию.
— А ты говоришь, что не было. Разве это не чудо, что ты развязался с газетой?! Ты теперь свободен, Коля. Можешь писать, как прежде. Ты ничем не связан. Спасибо, Господи! Спасибо Тебе за чудо!«
Ещё до выхода на экраны фильма Александра Прошкина «Чудо» некоторые скептики с опасением ожидали от режиссёра триллер. Но создатели картины показали нам глубокую притчу о том, как важно уметь увидеть чудо — не только грандиозное, такое, как показанное в фильме, но и небольшие, повседневные чудеса, которые происходят в жизни каждого из нас. Действительно, после просмотра картины на многие, казалось бы, незначительные вещи, начинаешь смотреть другими глазами, и мир словно становится ярче. Ведь, как выразил суть своего кинопроизведения сам Александр Прошкин, сказав: «Пока мы способны воспринимать чудо, мы — живы».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.