По городу ползут упорные слухи, якобы какая-то девица окаменела и стоит уже с января. Оной веры нам недостаточно — нам чудо подавай! Небесного знамения, Отца-Господа в облаках! Девицы, застывшей посреди избы с иконкой в руке…
Герой фильма «Чудо» режиссёра Александра Прошкина, священник Андрей, говорит о знаменитом чуде, которое многим известно как «Стояние Зои». Произошло оно в Самаре в 1956 году, в один из самых активных богоборческих периодов советской эпохи: Хрущёв обещал показать по телевизору последнего попа, в храмах открывались клубы… И вот, на фоне всего этого случается необъяснимое: комсомолка, кощунствуя, пустилась в пляс с иконой святителя Николая в руках и прямо во время танца застыла посреди комнаты, словно каменная. И простояла 128 дней. Юрий Арабов, написавший сценарий для фильма «Чудо», положил в его основу именно то невероятное событие.
При этом и сценарист, и режиссёр решили не цитировать дословно историю самарского чуда. Прежде всего, они хотели поразмышлять на тему веры и неверия, способности человека воспринять собственную жизнь как чудо. Для этого создатели фильма ввели в документальную основу несколько параллельных сюжетов с вымышленными персонажами. И даже изменили имена реальных героев и места действия. Например, вместо Зои — Татьяна, вместо Самары — Гречанск.
Удивительно достоверно представлена в картине атмосфера провинциального советского города того непростого времени. А ещё с первых же кадров фильма повисает ожидание чего-то необыкновенного, сверхъестественного. И когда чудо случается, оно ошеломляет.
Хотя главную героиню Татьяну на протяжении фильма мы видим всего в нескольких эпизодах, они настолько сильные, что впечатление от них не отпускает до самого конца. Невольно чувствуешь и себя свидетелем грозного и поучительного чуда.
Поэтому с удивлением наблюдаешь, как реальные участники необъяснимого события пытаются отмахнуться от очевидного, ищут увиденному рациональное объяснение! Но в то же время, очевидно, что в их душах и сердцах что-то меняется. Чудо проникает в их жизнь и происходит с ними самими! Небольшое, незаметное на первый взгляд, но происходит! Например, с одним из героев фильма, журналистом Николаем Артемьевым, талантливым поэтом, вынужденным забросить творчество ради карьеры. Он работает журналистом и по заданию редакции едет в Гречанск — писать о чуде заказной разоблачительный фельетон. Вернувшись из командировки, Николай отвечает на вопросы жены:
— Скажи-ка мне, было ли чудо в Гречанске?
— Гм… голая медицина. Клинический случай.
— По какому случаю праздник?
— Меня выставили. Финита ля комедия.
— Из-за статьи?!
— Заявление по собственному желанию.
— А ты говоришь, что не было. Разве это не чудо, что ты развязался с газетой?! Ты теперь свободен, Коля. Можешь писать, как прежде. Ты ничем не связан. Спасибо, Господи! Спасибо Тебе за чудо!«
Ещё до выхода на экраны фильма Александра Прошкина «Чудо» некоторые скептики с опасением ожидали от режиссёра триллер. Но создатели картины показали нам глубокую притчу о том, как важно уметь увидеть чудо — не только грандиозное, такое, как показанное в фильме, но и небольшие, повседневные чудеса, которые происходят в жизни каждого из нас. Действительно, после просмотра картины на многие, казалось бы, незначительные вещи, начинаешь смотреть другими глазами, и мир словно становится ярче. Ведь, как выразил суть своего кинопроизведения сам Александр Прошкин, сказав: «Пока мы способны воспринимать чудо, мы — живы».
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема