Паслось как-то на лугу возле стойбища стадо оленей. Напал на стадо тигр и погнал в тайгу. Олени разбежались и не смогли дорогу обратно к стойбищу найти.
Повстречал оленей в тундре Медведь. Был он уже старый, охотился плохо, и говорит сам себе:
— Вот удача мне привалила! Заберу я себе оленей и стану оленеводом, как люди. — Эвенки с малых лет оленей пасут, а я чем хуже? Олени приплод давать будут, мне мяса на всю жизнь хватит. Велика ли хитрость?
Согнал Медведь оленей на поляну, поближе к своей берлоге. Сидит довольный, за своим стадом приглядывает.
Видят олени — не трогает их Медведь. Стали они пастись, мох искать.
Пока олени весь мох не съели, они около берлоги паслись, потом стали дальше отходить. Медведь же не знал, что человек за оленями по тундре кочует. Начал Медведь своих оленей назад к берлоге загонять — никак не получается. Так и пришлось ему вслед за оленями идти.
Идёт Медведь-оленевод по тундре, вздыхает, стонет, а навстречу ему Лиса.
— Трудное это дело — оленей пасти, замучился я с ними совсем, — пожаловался ей Медведь.
А Лиса хитрая была, только и думает, как бы Медведя одурачить.
— Да, трудно тебе, сосед, — говорит Лиса. — А дальше ещё труднее будет. Как же ты со своими оленями зимой будешь управляться? Тебе ведь зимой спать нужно.
Призадумался Медведь, и верно — как ему зимой с оленями быть? Зимой его на спячку потянет, а если он уснёт — олени по всей тундре разбегутся, где их потом искать?
— Так уж и быть, выручу тебя, я ведь тоже стала оленеводом, — говорит Лиса. — Буду до весны твоих оленей вместе со своим стадом пасти. Весной придёшь — обратно своих оленей возьмёшь.
Лиса погнала оленей в тундру, а довольный Медведь вернулся в свою берлогу и на зиму спать залёг.
Проснулся Медведь весной, пошёл к Лисе, спрашивает:
— Где мои олени?
А Лиса его увидела — и в притворные слёзы. Сама-то за зиму стала толстая, гладкая, пушистая, хорошо откормилась.
— Беда у нас с тобой, сосед, — говорит Лиса. — За зиму оба наших стада пропали, ни одного оленя не получилось спасти.
Смотрит Медведь — возле лисьей норы по всей поляне оленьи косточки лежат.
— Что же случилось с оленями? — спрашивает Медведь.
— Всех до одного моль поела, — отвечает Лиса. — У оленей ведь мех густой, вот у них в шкурах моль и завелась. Сначала моль всё твоё стадо поела, потом и на моё перекинулась. Это ты, сосед, виноват: почему на зиму оленьи шкуры не снял и от моли не вытряс?
Почесал Медведь в затылке и говорит:
— Не хочу я больше быть оленеводом. Пусть эвенки сами держат оленей. Правильно люди говорят: всякому делу учиться надо.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











