Паслось как-то на лугу возле стойбища стадо оленей. Напал на стадо тигр и погнал в тайгу. Олени разбежались и не смогли дорогу обратно к стойбищу найти.
Повстречал оленей в тундре Медведь. Был он уже старый, охотился плохо, и говорит сам себе:
— Вот удача мне привалила! Заберу я себе оленей и стану оленеводом, как люди. — Эвенки с малых лет оленей пасут, а я чем хуже? Олени приплод давать будут, мне мяса на всю жизнь хватит. Велика ли хитрость?
Согнал Медведь оленей на поляну, поближе к своей берлоге. Сидит довольный, за своим стадом приглядывает.
Видят олени — не трогает их Медведь. Стали они пастись, мох искать.
Пока олени весь мох не съели, они около берлоги паслись, потом стали дальше отходить. Медведь же не знал, что человек за оленями по тундре кочует. Начал Медведь своих оленей назад к берлоге загонять — никак не получается. Так и пришлось ему вслед за оленями идти.
Идёт Медведь-оленевод по тундре, вздыхает, стонет, а навстречу ему Лиса.
— Трудное это дело — оленей пасти, замучился я с ними совсем, — пожаловался ей Медведь.
А Лиса хитрая была, только и думает, как бы Медведя одурачить.
— Да, трудно тебе, сосед, — говорит Лиса. — А дальше ещё труднее будет. Как же ты со своими оленями зимой будешь управляться? Тебе ведь зимой спать нужно.
Призадумался Медведь, и верно — как ему зимой с оленями быть? Зимой его на спячку потянет, а если он уснёт — олени по всей тундре разбегутся, где их потом искать?
— Так уж и быть, выручу тебя, я ведь тоже стала оленеводом, — говорит Лиса. — Буду до весны твоих оленей вместе со своим стадом пасти. Весной придёшь — обратно своих оленей возьмёшь.
Лиса погнала оленей в тундру, а довольный Медведь вернулся в свою берлогу и на зиму спать залёг.
Проснулся Медведь весной, пошёл к Лисе, спрашивает:
— Где мои олени?
А Лиса его увидела — и в притворные слёзы. Сама-то за зиму стала толстая, гладкая, пушистая, хорошо откормилась.
— Беда у нас с тобой, сосед, — говорит Лиса. — За зиму оба наших стада пропали, ни одного оленя не получилось спасти.
Смотрит Медведь — возле лисьей норы по всей поляне оленьи косточки лежат.
— Что же случилось с оленями? — спрашивает Медведь.
— Всех до одного моль поела, — отвечает Лиса. — У оленей ведь мех густой, вот у них в шкурах моль и завелась. Сначала моль всё твоё стадо поела, потом и на моё перекинулась. Это ты, сосед, виноват: почему на зиму оленьи шкуры не снял и от моли не вытряс?
Почесал Медведь в затылке и говорит:
— Не хочу я больше быть оленеводом. Пусть эвенки сами держат оленей. Правильно люди говорят: всякому делу учиться надо.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема