1 Тим., 285 зач., V, 1-10.
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Основная часть сегодняшнего апостольского чтения посвящена совершенно неактуальной в наши дне теме — церковному служению вдов. Дело тут в том, что в современной нам Церкви вдовы никаким особым образом не фигурируют. Они — лишь один из пунктов в длинном перечне тех, кому Церковь по мере сил оказывает помощь. Речь идет, конечно, не о всех вообще вдовах, а, как правило, только о вдовах священнослужителей. В ранней Церкви ситуация было иной, исследователи выделяют сразу несколько категорий женщин, которые имели определенный статус в тогдашней Церкви и несли соответствующее своему статусу служение. Это пророчицы, старицы, вдовы, диакониссы и девы. Положение вдов регулировалось теми самими словами апостола Павла, которые мы только что услышали, на основе этих же слов святитель Василий Великий составил правила, которыми должны были руководствоваться вдовы. Сами слова апостола Павла показывают, что вдовы — это не вообще все женщины, мужья которых умерли. Это те из них, кого церковная община поставила на определенное служение. Большинство исследователей полагают, что служение вдов заключалось в помощи нуждающимся. Для этих целей им выделялись определенные средства, а вдовы могли их расходовать исходя из своего видения ситуация. Для того, чтобы это видение не было помрачено разного рода страстями, для служение избирались вдовы, которые подходили по ряду критериев. Апостол Павел пишет, что такие вдовы должны, в-первую очередь, заботиться о своих детях и внуках, потому что это угодно Богу. Понятно, что если у них есть любовь к своим близким, то они, скорее всего, смогут проявить любовь и к нуждающимся. Далее апостол упоминает молитвенный настрой и молитвенный навык, которые необходимы этим женщинам для служения Церкви. В конце отрывка апостол говорит о том, что нужен также и засвидетельствованный опыт христианского служение ближним. Если выполнены все три условия, то такой вдове можно доверить церковное служение. Несмотря на то, что в Церкви уже очень давно нет этого института, павловы критерии не потеряли своей актуальности. Любой человек, который имеет желание нести то или иное церковное послушание, который хочет быть полезным Церкви, должен проверить себя на соответствие этим критериям. Есть ли забота о близких, есть ли умение молиться и есть ли опыт помощи другим? Если чего-то из этого не достает, то лучшим выбором будет сосредоточить свое внимание на приобретении этих добродетелей.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.