
Я, друзья, уже почти научился не удивляться тем чудесным, промыслительным «совпадениям», которыми Господь так щедро и так часто одаривает нас, спасая от суеты и повседневной рутины. Но всё-таки, каждый раз изумляюсь.
Так было и в осенние дни 2019-го года, когда я отправился в город Ульяновск (который, слава Богу, не забывает и своё коренное имя — Симбирск). В дорогу взял книгу, изданную в начале 2000-х Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом: «Священномученик Сергий Махаев. Подвижницы милосердия».
Из жизнеописания святого батюшки, которое открывало издание, я узнал о его осуществившемся стремлении возродить и продолжить (при поддержке великой княгини Елизаветы Фёдоровны) — духовное окормление общин Красного Креста...
...Иными словами, отец Сергий вознамерился укрепить тех христианских подвижниц, тех самых сестёр милосердия, — которые были готовы, в полном смысле слова, положить «душу свою за други своя», — зная о своих великих предшественницах в годы войн и эпидемий.
Положить — полностью, без остатка, несмотря ни на что.
В помощь этим сёстрам отец Сергий и написал в начале 20-го века свой исторический, свидетельский труд. Его, повторюсь, я и взял в дорогу.
Итак, оказавшись осенью 2019-го в гостинице, распаковав вещи и выложив на стол названную книгу, я решил перевести дух и включил телевизор.
И сразу попал на репортаж о Елизаветинском крестном ходе в подмосковной усадьбе Ильинское-Усово, посвящённом двум юбилеям: со дня рождения святой преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны и её ближайшего помощника — священномученика Сергия Махаева.
...И тут я впервые увидел икону священномученика Сергия, окончившего свои дни на Бутовском полигоне, где его расстреляли зимой 1937-го...
...Пока шёл репортаж, книга «Подвижницы милосердия» мирно лежала рядом с моим гостиничным телевизором. Её автор тепло смотрел на меня с обложки.
Из предисловия отца Сергия к своему труду «Подвижницы милосердия» нам читает Леонид Осипов.
Так как не ум и знания, а сердце и воля являются главными основами, дающими направление душевной жизни, то долгом законоучителя автор полагает повествование о жизни великих людей, осуществлявших в своей деятельности заветы Христа, мечту человечества о подвиге ради других.
Эти друзья человечества, а вместе и друзья Божии, самим делом доказывали возможность и в наши дни жизни по Богу, и их подвиг всегда действовал на благородные души заражающе...
Предлагаемые очерки, пишет Сергий Махаев — это ответ самой жизни на утверждение новых, современных ему, писателей, что (цитирую) — «пред престолом Агнца (т. е. в современном христианском обществе) расстилается стеклянное море охладелой любви». Конец цитаты. Давайте ещё раз откроем предисловие батюшки.
Очерки, эти говорят, что любовь есть на свете и что она есть чудо и радость мира. Она не спит, а ходит по земле и нежной, любящей рукой отирает слезы людские; она берет на свои плечи чужую тяжкую ношу.
Она ходит, правда, очень часто с закрытыми глазами, так как благотворит и достойным и недостойным, и не видит и не желает видеть того горя и тех опасностей, которые ждут ее на этом пути. Потому-то и начертала она на своей груди крест кровавый — символ самоотречения и готовности ради счастья других пострадать «даже до крови».
Спасибо моему соседу по Подмосковью, Леониду Осипову, — которого я, по возвращении, «зажёг» этой книгой, который и читал нам сейчас из неё.
И вы найдите её, прочтите. Уверен, с вами случится что-то важное.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема