
Фильм «Придел Ангела» снят молодым питерским режиссёром Николаем Дрейденом в 2008 году. И хотя в нём показана трагическая эпоха 20-30-х годов 20-го века в России, посвящён он тому, что может быть важно каждому из нас. Это фильм о преображении человека, о духовных законах, о любви, выводящей из тьмы к свету.
Главный герой фильма — Максим Прошин — комиссар, чекист и одновременно сын священника. Неоднозначность его внутреннего мира мы наблюдаем с самого начала, в разговоре с протоиереем, приговорённым к расстрелу.
— Кто ты?
— Вы ждёте, что я скажу: «Сатана, диавол». Нет. Я — строитель светлого будущего. А вы кто? Отче...
Прошину приходится убить батюшку, и это убийство даётся ему нелегко — и физически, и душевно. Однако он верит в идеалы коммунизма и, следуя приказу начальства, отправляется на совершение нового преступления. Ему поручают тайно под видом послушника проникнуть в православный монастырь на территории Финляндии, чтобы уничтожить там генерала Карла Маннергейма, крайне враждебного советской власти.
Наблюдая за жизнью Прошина в монастыре, невольно ощущаешь, как меняется его внутренний настрой. Лицо его светлеет, глаза наполняются добротой. Он, несомненно, обладает большим душевным потенциалом, который раскрывается в общении с простыми и добрыми монахами монастыря, в его наблюдениях за красотой северной природы, в художественных зарисовках — Максим очень хорошо рисует. Фильм показывает, как благодатная атмосфера православного монастыря преображает душу человека.
Но советские власти ждут от Прошина исполнения поручения. Однако Прошин не в силах совершить убийство. Маннергейм оказывается простым и вызывающим уважение человеком. Он вступает с Максимом в разговор, крайне важный для дальнейшей судьбы монастыря. Финские власти хотят закрыть обитель, но Маннергейм сомневается и ищет подтверждения своего решения в ответе простого послушника:
— Вы сказали, что не знаете финский. Вы из эмигрантов?
— Да.
— Послушайте. Мне надо принять одно решение. Оно будет зависеть от Вашего ответа. Вы могли поехать куда угодно. Почему Вы приехали именно сюда?
— Не знаю. Верил в советскую власть, в светлое будущее, а теперь... Я не знаю.
— Идите. Бог с Вами.
Максим признаёт, что теперь он изменился, что путь, по которому он шёл — уже не его. Генерал, будучи чутким человеком, видит эту незримую перемену в человеке и принимает решение сохранить монастырь.
В фильме показана и сила искренней и чистой молитвы. Девочка Женя, поселившаяся вместе с Максимом в монастыре и ставшая его ангелом-хранителем, молится вместе с прозорливым старцем Святославом в старинном приделе Ангела — особо почитаемом месте монастыря, где сохранилась древняя фреска с изображением Ангела.
— Скажите, вот Вы говорили, что Ангел тут, за всех нас молится и всех нас оберегает. И если... если один очень-очень хороший человек запутался и просто делает плохие поступки, потому что ему так сказали, а другой человек сейчас умрёт, то...
— Тише, тише. Молчи, слушай и повторяй за мной:
Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Царя Веков и Подателю Благих...
Роль Максима Прошина — очень молчаливая. Актёр Алексей Морозов передаёт внутренний мир и переживания героя без слов, глазами. В начале фильма взгляд героя тяжёлый, мрачный, исподлобья. В финальных же сценах — глаза светятся и устремлены наверх. Таково и воздействие фильма в целом — светлое и очистительное, как будто вместе с главным героем обретаешь мир и любовь к людям. Это вдохновляет и даёт внутренние силы.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема