Фильм «Придел Ангела» снят молодым питерским режиссёром Николаем Дрейденом в 2008 году. И хотя в нём показана трагическая эпоха 20-30-х годов 20-го века в России, посвящён он тому, что может быть важно каждому из нас. Это фильм о преображении человека, о духовных законах, о любви, выводящей из тьмы к свету.
Главный герой фильма — Максим Прошин — комиссар, чекист и одновременно сын священника. Неоднозначность его внутреннего мира мы наблюдаем с самого начала, в разговоре с протоиереем, приговорённым к расстрелу.
— Кто ты?
— Вы ждёте, что я скажу: «Сатана, диавол». Нет. Я — строитель светлого будущего. А вы кто? Отче...
Прошину приходится убить батюшку, и это убийство даётся ему нелегко — и физически, и душевно. Однако он верит в идеалы коммунизма и, следуя приказу начальства, отправляется на совершение нового преступления. Ему поручают тайно под видом послушника проникнуть в православный монастырь на территории Финляндии, чтобы уничтожить там генерала Карла Маннергейма, крайне враждебного советской власти.
Наблюдая за жизнью Прошина в монастыре, невольно ощущаешь, как меняется его внутренний настрой. Лицо его светлеет, глаза наполняются добротой. Он, несомненно, обладает большим душевным потенциалом, который раскрывается в общении с простыми и добрыми монахами монастыря, в его наблюдениях за красотой северной природы, в художественных зарисовках — Максим очень хорошо рисует. Фильм показывает, как благодатная атмосфера православного монастыря преображает душу человека.
Но советские власти ждут от Прошина исполнения поручения. Однако Прошин не в силах совершить убийство. Маннергейм оказывается простым и вызывающим уважение человеком. Он вступает с Максимом в разговор, крайне важный для дальнейшей судьбы монастыря. Финские власти хотят закрыть обитель, но Маннергейм сомневается и ищет подтверждения своего решения в ответе простого послушника:
— Вы сказали, что не знаете финский. Вы из эмигрантов?
— Да.
— Послушайте. Мне надо принять одно решение. Оно будет зависеть от Вашего ответа. Вы могли поехать куда угодно. Почему Вы приехали именно сюда?
— Не знаю. Верил в советскую власть, в светлое будущее, а теперь... Я не знаю.
— Идите. Бог с Вами.
Максим признаёт, что теперь он изменился, что путь, по которому он шёл — уже не его. Генерал, будучи чутким человеком, видит эту незримую перемену в человеке и принимает решение сохранить монастырь.
В фильме показана и сила искренней и чистой молитвы. Девочка Женя, поселившаяся вместе с Максимом в монастыре и ставшая его ангелом-хранителем, молится вместе с прозорливым старцем Святославом в старинном приделе Ангела — особо почитаемом месте монастыря, где сохранилась древняя фреска с изображением Ангела.
— Скажите, вот Вы говорили, что Ангел тут, за всех нас молится и всех нас оберегает. И если... если один очень-очень хороший человек запутался и просто делает плохие поступки, потому что ему так сказали, а другой человек сейчас умрёт, то...
— Тише, тише. Молчи, слушай и повторяй за мной:
Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Царя Веков и Подателю Благих...
Роль Максима Прошина — очень молчаливая. Актёр Алексей Морозов передаёт внутренний мир и переживания героя без слов, глазами. В начале фильма взгляд героя тяжёлый, мрачный, исподлобья. В финальных же сценах — глаза светятся и устремлены наверх. Таково и воздействие фильма в целом — светлое и очистительное, как будто вместе с главным героем обретаешь мир и любовь к людям. Это вдохновляет и даёт внутренние силы.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов