![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/09/pravoslavnyj-hor-1-1024x512.jpg)
Современное летоисчисление ведется от Рождества Христова. Что не удивительно, ведь рождение Спасителя ознаменовало собой начало новой эпохи в истории человечества. Однако если мы откроем произведения некоторых святых отцов, например Иоанна Златоуста, мы найдем у них такое мнение — новую историю человечества следует начинать от Благовещения. Благовещением называют событие, когда архангел Гавриил явился Деве Марии и возвестил Ей о предстоящей миссии — стать Матерью Спасителя мира. Богородица согласилась на уготованную Ей великую честь произнеся: «Се раба Господня. Да будет мне по глаголу Твоему». В этот момент по благодати Божией Она зачала Иисуса Христа. С точки зрения Православной Церкви жизнь любого из нас начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Это, в том числе, касается и жизни Иисуса Христа. Сын Божий пришел в наш мир в день Благовещения, а родился через девять месяцев — как и любой человек. Традиция отсчитывать годы от Рождества Христова является незыблемой, но это не умаляет значения события Благовещения, которое раскрывается в тропаре — одном из главных песнопений праздника. О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Церковнославянский текст тропаря праздника Благовещения выглядит так: «Днесь спасения нашего главизна,/ и еже от века таинства явление:/ Сын Божий, Сын Девы бывает,/ и Гавриил благодать благовествует./ Темже и мы с ним Богородице возопиим:/ радуйся, Благодатная,/ Господь с Тобою».
В переводе на русский язык этот текст выглядит следующим образом: «Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, полная благодати, Господь с Тобою». Текст тропаря Благовещения раскрывает перед нами тайну пришествия в мир Христа Спасителя. Давний замысел Бога о спасении мира осуществлён. Сын Божий становится Сыном Девы Марии, но Та не теряет Своей чистоты. Более того, Богородица приобретает в день Благовещения особую благодать — быть ходатаицей и молитвеницей за людей перед Богом.
Тропарь Благовещения поется на богослужении праздника неоднократно. Ведь в задачу тропаря, как типа песнопения, входит сообщать молящимся вероучительный смысл праздника. Поэтому сегодняшнее песнопение исполняется и на вечерней службе, и на Литургии. Так Церковь раскрывает значение события Благовещения как начала новой радостной эпохи в истории человечества. Послушаем тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы в исполнении хора Минской духовной семинарии.
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2018/06/ioann-bogoslov-starinnaya_.jpg)
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 73 зач., III, 21 - IV, 6.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Как отличить оригинал от подделки и качественный товар от некачественного? Можно, конечно, говорить о внешнем виде и надписях на этикетке, но подделки бывают очень искусными, так что в некоторых случаях путь остаётся только один — это путь опытный, проверка в самой работе. А возможно ли как-то оценивать путь христианской жизни, чтобы понять её качество? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й и 4-й глав первого соборного послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Глава 4.
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
Сложно себе представить, какой перелом должен был происходить в сознании язычников, которые принимали христианство. Дело в том, что язычники не воспринимали свои взгляды как истины, открытые им богами. Христиане же верили, как, впрочем, верят и сейчас, что их взгляды основаны на откровении Бога о Самом Себе, Своих действиях и замыслах. Причём Бог не просто открылся людям, но сделал это в том числе потому, что от правильности взглядов зависит правильность их жизни и достижение целей. Иными словами, от практически полной вероучительной вседозволенности язычник переходил к вере в основных чертах довольно строгой и однозначной.
Впрочем, распространилось и в конце концов победило Римскую империю христианство не столько благодаря особенному вероучению. В первую очередь язычники поражались тем взаимоотношениям, которые царили в общине верующих. Язычники так и говорили: «Посмотрите, как христиане любят друг друга». Уже потом, приходя в Церковь и становясь оглашаемыми, то есть готовясь ко крещению, они понимали, что эти взаимоотношения рождаются не просто из доброй настроенности, но из их специфического взгляда на Бога и мир, пронизанный Его любовью. Христиане не просто договаривались с Богом или покупали жертвами Его хорошее отношение. Они принимали Его слово как правду о мире и самих себе, соблюдали заповеди и чувствовали, что могут говорить с Творцом особенным образом, как свои. Не дерзко, не нагло, но именно дерзновенно.
При этом, конечно, мимикрировать под христиан пытались многие и для апостола Иоанна, как мы слышим в сегодняшнем чтении, важно не только напомнить заповедь о любви, но и подчеркнуть, что её правильное исполнение связано с верой в Иисуса Христа как Бога, пришедшего во плоти. Апостол называет это главным признаком присутствия духа Божьего в человеке. Но как это связано с практикой жизни? Да очень просто! В жестоком и эгоистичном мире верить в любовь и стремиться жить по любви можно, только если на твоей стороне Сам Господь. И не просто, как болельщик, но как участник твоей команды. Ведь как величественно звучат слова: «Дети, вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». И заметим, что говорится это малой и гонимой общине, общине, которая противостоит огромной империи. Как тут не прийти в ужас? Как не поддаться отчаянию? Только одним способом: верить, что заповеди не выдуманы людьми, но открыты и даже исполнены самим Творцом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о блудном сыне и французская литература XIX-XX веков». Протоиерей Павел Карташёв
![Протоиерей Павел Карташёв в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/04/Prot.-Pavel-Kartashev.jpg)
У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о французской литературе XIX-XX веков в контексте притчи о блудном сыне. Мы говорили, как в романе французского писателя Фредерика Стендаля «Красное и черное» прослеживается отход автора и общества от Бога и поиск счастья вне Церкви. А также речь шла о французских поэтах, для которых основой творчества стало возвращение к вере и христианским ценностям.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных отражению евангельских притч о блудном сыне и Страшном суде в литературе и жизни человека.
Первая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о блудном сыне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Пусть они сближаются с Православной Церковью, пусть видят любовь к ним и заботливость о них»
![Иллюстрация к выпуску программы «Слова святых»](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/slova-svjatyh_16h9.jpg)
В 1897 году иерей Иоанн Восторгов поселился в Грузии. Грузинский архиепископ Владимир Богоявленский поручил ему преподавание Закона Божия в нескольких гимназиях города Тифлиса. А спустя три года, в 1900 году, назначил иерея Иоанна епархиальным наблюдателем церковноприходских школ. За годы служения священника в этой должности число школ в епархии удвоилось. Несколько школ заработали в самых неблагополучных районах Грузинского Экзархата. Занятия начались и для детей из тифлисских трущёб, населённых сектантами. Здесь было организовано восемь школ. Через несколько месяцев после открытия учебных заведений число учащихся в них достигло пятисот человек. Двадцать процентов составляли дети сектантов. Иерей Иоанн Восторгов, позже прославленный Церковью в лике священномучеников, так писал об этом в одном из своих дневников:
«Пусть они сближаются с Православной Церковью, пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью».
Все выпуски программы Слова Святых