1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, 3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, 4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; 5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У любого человека внутри Церкви, у того, кто считает себя верующим и является, как говорится, практикующим христианином, на повестке для постоянно стоит один крайне важный вопрос, который не имеет универсального решения. Из посланий апостола Павла можно сделать вывод, что точно такой же вопрос стоял и перед ним. Собственно, вся его жизнь после обращения была посвящена решению этого вопроса: как сделать так, чтобы все те, с кем мы имеем дело, те, кто нам близок, кто живет с нами под одной крышей, наши родственники и друзья стали христианами? Мы исповедуем, что вне Христа нет жизни, что Он — Источник жизни и податель всякого блага, без него жизнь здесь — лишь физиологическое существование, без Него немыслима жизнь вечная. Звучит это неплохо и даже красиво. Но как передать наше мироощущение кому-то другому? Любой, кто пытался хотя бы отчасти заниматься миссионерством и проповедью, знает, что слова, даже самые замечательные, мудрые, убедительные и весомые — это лишь слова. Всегда найдутся другие аргументы, доказательства, которые подтвердят иную, не христианскую или даже не религиозную точку зрения. Слова могут поставить в тупик, но если человек не захочет, они не смогут его переубедить. Надо что-то еще. Как мы знаем из Евангелия, Христос Спаситель не только говорил и проповедовал. Он еще и действовал. Действовал так, что Его проповедь невозможно было не заметить. Но Он — Бог. И зачастую Он именно так и поступал — как Бог, Которому подвластна материя, Который ее Творец и Который волен менять Им же Самим установленные законы физического мира. Воду в вино? Запросто! Сделать слепого от рождения человека зрячим? Да! Но кто из нас способен менять законы физики по своему усмотрению? Никто. Но слова без сопутствующего действия редко кого могут убедить. Получается своего рода замкнутый круг. Апостол Павел в сегодняшнем отрывке, который является надписанием и приветствием Послания к Фессалоникийцам, дает ответ как разорвать этот круг. Он напоминает своим адресатам, что их апостольское благовествование в Фессалониках «было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе». То есть, они не просто приехали, рассказали о Христе и о своей вере, и после этого пошли дальше. Они явили силу во Святом Духе. Сила Духа Святого — это то, с чем невозможно спорить, даже тогда, когда имеющий эту силу слаб как оратор. Он вообще может ничего не говорить, ему достаточно просто быть. И это станет мощнейшим миссионерским фактором. Сила апостолов проявлялась не в чудесах, а в их образе жизни, который даже в самой малейшей степени не расходился с их словами, что само по себе чудо. Правильно говорить могут многие, но далеко не все способны правильно, по-евангельски, жить. Для этого необходимо содействие Святого Духа, внутренняя убежденность без какого-либо надрыва. Поэтому ответ на вопрос о методе христианской миссии среди своего ближайшего окружения очень прост: надо явить чудо подлинно христианской жизни. Такая жизнь сама по себе привлечет ко Христу если не всех, то многих.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.