
В 20-е годы прошлого века, в самый разгар гонений на Церковь и верующих, священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, отправил из ссылки письмо, в котором были такие слова: «Вы — по милости Божией — поняли, что высшее счастье здесь — на земле — любить людей и помогать им». Строчки эти были адресованы простой советской воспитательнице Татьяне Николаевне Гримблит. За самоотверженную помощь людям её сравнивали с известным своим милосердием святым Филаретом Милостивым, в день памяти которого она родилась. Татьяна посвятила себя помощи заключённым: носила передачи — продукты и одежду, купленные на своё скромное жалованье. О тихом подвиге христианской любви этой мужественной женщины в годы «красного террора» повествует вышедшая в издательстве «Никея» книга «Я решила идти за Тобой!». Жизнеописание новомученицы Татианы Гримблит«.
Автор книги, Наталия Осипова, отталкивалась от канонического жития святой, написанного игуменом Дамаскиным (Орловским). Понимая, какую огромную деликатность и осторожность следует проявлять, работая с агиографическим текстом, она сознательно не стала превращать его в беллетристику, и всё же сумела создать увлекательное биографическое повествование. Его центром стала поэзия. Татьяна Николаевны Гримблит писала стихи с юношеских лет и буквально до последних дней своей жизни. Название книги — «Я решила идти за Тобой» — это строчка одного из её стихотворений.
Причём, стихи в книге не просто иллюстрируют какие-то отдельные эпизоды повествования, а звучат в полный голос. Составитель жизнеописания лишь создаёт соответствующий историко-биографический фон, на котором поэзия новомученицы Татианы Гримблит проступает особенно ярко.
Безмятежное детство, юность в чуждых и неприемлемых для неё, внучки священника, реалиях советской власти. Зрелость, проведённая в тюрьмах и ссылках за «религиозную пропаганду» и «антисоветскую деятельность» — всё это отражено в стихах Татьяны. А ещё её искренняя и непоколебимая вера. Такая, что, когда читаешь очень просто зарифмованные, но полные какой-то неземной глубины, светлые и успокаивающие строчки, становится понятно, как такая вера помогла выстоять и не сломаться даже перед лицом смерти.
И в этом потрясающая особенность книги: читатель получает уникальную возможность увидеть внутренний мир новомученицы Татианы Гримблит, фактически современной нам святой, до конца исполнившей обещание, данное однажды Богу: «Я решила идти за Тобой!»
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема