
Флп., 248 зач., IV, 10-23.
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; 16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Комментирует священник Антоний Борисов.
30 января 1948 года в Индии был убит политик и философ Махатма Ганди. После смерти Ганди его имущество описали — оказалось, что в собственности у убитого были две пары сандалей, накидка, расческа для усов, очки и, пожалуй, всё. Аскетизм Ганди вызывает восхищение и одновременно вопрос, адресованный нам, христианам. Что можем сказать мы — можно ли христианину быть богатым? Можно ли ему вообще обладать чем-либо? Ответ на этот вопрос имел и имеет для Церкви особое значение. Ведь сколько укоров и упреков в течение истории было высказано в адрес христиан в связи с темой имущества и денег. Не смог избежать вопроса собственности и апостол Павел. В сегодняшнем чтении из послания к христианам города Филиппы он как раз рассуждает над тем, какое значение в его жизни занимают деньги и имущество. Забегая вперед, скажу — никакого. Неужели, спросите вы, Павел был аскетом подобно Ганди, ничего не имел и довольствовался малым? На первый взгляд всё именно так. Но отношение Павла к собственности глубже и мудрее. Апостол пишет, что в течение жизни ему приходилось терпеть голод, спать на улице. Бывали дни, когда он мог вдоволь поесть и ни в чем не нуждался. Но оба состояния для него сами по себе не важны. Значение для Павла имеет только одно — не мешает ли ему что-то общаться с Богом, выполнять миссию, которую Он Павлу поручил. Для Ганди аскетизм был необходимой частью его имиджа, инструментом по достижению политических целей. Павел же совершенно свободен от внешнего. Если обстоятельства предполагали голод, он голодал, если же кто-то оказывал апостолу помощь — кормил, снабжал одеждой и деньгами, Павел принимал этот дар с благодарностью. Апостол, конечно же, понимал, что воздержание и умеренность лучше изобилия и достатка, но он также прекрасно видел, как легко, ограничивая себя, стать жертвой гордости. Особенно если тебя за твой аскетизм хвалят. По мысли Павла смирение имеет две стороны. Первая — не давать себе расслабляться, жить собранно и не думать о себе лишнего. Вторая — с благодарностью принимать то, что тебе дают от чистого сердца и незатемнённой совести. В таком случае собственность и имущество не только не будут мешать в деле духовного совершенствования, но даже помогать ему.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











