
Фото: Vince Gx/Unsplash
Православное христианство сегодня существует даже в таких регионах, где, казалось, его быть не может. Вот яркий пример. В наши дни Православие живет и развивается в... Монголии.
С Монголией наша страна взаимодействует очень давно. Когда-то монголо-татары являлись завоевателями русских земель. Несмотря на всю сложность отношений между Русью и Монгольской империей уже в те давние времена в столице монголо-татар Сарае имелось представительство Русской Церкви.
Полноценная миссия Православия на монгольской земле началась в 19 веке, но была прервана из-за революции. В социалистические годы Православие в Монголии фактически исчезло и стало возрождаться только в 2000-х годах. Сегодня в монгольской столице Улан-Баторе существует единственный православный храм в честь Святой Троицы. Прихожан у него пока немного — всего 100 человек. В большинстве своем прихожане- выходцы из стран СНГ, но есть и православные монголы. Двое из них учились несколько лет назад в Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой Лавре.
Православной миссии в Монголии пришлось столкнуться с неожиданными проблемами. Первая из них — монголы, в том числе и столичные жители, продолжают вести кочевой образ жизни. Весну, лето и осень они проводят в степях, а на зиму возвращаются в города.
Из-за того, что монголы все теплое время года кочуют, а зимой озабочены подготовкой к новому кочевому сезону проповедовать им Православие очень затруднительно. Даже если зимой православному священнику удается рассказать монголу о христианстве, то в течение кочевого сезона все услышанное он забывает и возвращается к прежним языческим верованиям. Тем не менее, местный православный храм делает для этого все возможное.
В частности, был разыскан дореволюционный перевод богослужения на старо-монгольский язык, на его основе создается перевод на язык новомонгольский. Это довольно сложная задача, так как монгольская культура иначе относится к религии, чем мы. Монголы на протяжении веков являются язычниками и не всегда понимают истины православной веры.
Богослужение в улан-баторском приходе совершается параллельно на церковнославянском и старомонгольском языках. Для привлечения людей к церковной жизни православный приход устраивает различные культурные мероприятия. Например, при храме действует шахматный клуб, устраиваются различные детские праздники. Улан-Баторский храм активно общается с Православной Церковью Японии. Опыт Японского Православия является очень полезным с точки зрения проповеди среди восточных народов.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема