
2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостол Павел говорит довольно банальную и очевидную истину: тот, кто больше сеет, тот и получает больший результат. Чем больше потрачено посевного материала, тем больше урожай. Эту сельскохозяйственную аналогию апостол применяет к духовной жизни, изобилие даров в которой дает обильная милостыня. По мнению апостола Павла, милостыня — тот самый посевной материал, который в качестве своего плода приносит «всякую благодать», то есть самые различные дары от Бога, как духовные, так и телесные.
Некоторые комментаторы поясняют, что телесные дары — это довольство, то есть общая удовлетворенность собственной жизнью, которая не имеет прямой связи с количеством имущества или же с какими-то другими внешними факторами, а духовные — избыток и преумножение добрых дел. Апостол призывает не бояться того, что если начать делиться, то можно самому через какое-то время остаться ни с чем. Конечно, для такого отношения к материальному нужна вера в нематериальное, а точнее — в Бога, Который является Источником всех благ. То, что у нас есть, дано нам во временное пользование, а по своей сути абсолютно все принадлежит Богу. Следовательно, Он может как давать, так и отнимать. Если же Он что-то нам дал, то сделано это было для какой-то цели. Вопрос лишь в том, какова эта цель.
Для верующего человека ответ на вопрос о цели звучит очень просто: материальное должно приносить духовную пользу. В том числе и укреплять собственную веру. Опыт показывает, что сомнения есть всегда. Каждый христианин знает из собственного опыта, что вне зависимости от количества отданного нуждающемся, никто из нас не стал нищим. Напротив, чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Это говорит опыт. Но даже он не освобождает от сомнений, всякий раз закрадывается недоверие, почти всегда отдавать бывает невероятно сложно, разум ищет отговорки, и зачастую успешно их находит.
Апостол Павел знал об этой особенности нашей психологии и потому он не призывает отдавать все, он вообще не оговаривает проценты и доли. Но он говорит о том, что отдавать надо с радостью, а не со слезами или же с затаенной злобой: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». Мера же благотворительности очень проста: «по расположению сердца». Столько, сколько велит сердце, столько, сколько отдать будет в радость. Если же превысить эту меру, то, судя по мысли апостола Павла, пользы не будет ни тому, кто отдает, ни тому, кто получает.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов