Еф., 234 зач., VI, 18-24.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых 19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, 20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Издревле считалось, что Бог может говорить с людьми через Своих пророков. Для того, чтобы узнать о себе Его волю, достаточно найти такого человека и спросить, чего же от меня хотят небеса, как мне поступить, чтобы не совершить ошибки, которая может сказать негативно на всей моей жизни. Подобные проводники в другой мир существовали всегда и во всех культурах. Так, в античном мире своими пророчествами славилась пифии и сивиллы, жрицы греческих богов. В более примитивных культурах издревле существует институт шаманов. Да и в современном, цивилизованном мире, можно встретить разного рода гадалок, магов, экстрасенсов и других, кто готов за определенную сумму открыть человеку тайны другого мира. Чем все они похожи друг на друга? Для того, чтобы открыть человеку, что о нем думает высшая сила, им совершенно не важно, его внутреннее состояние. Говоря языком рыночных отношений, вы клиент. Ваше душевное расположение никак не влияет на качество откровения. Совершенно безразлично, верите вы в иной мир и высшую силу, или сомневаетесь, все сделают за вас. Так работает магия. Произносится магическая формула, совершаются ритуальные действия, и вот вам гарантированный результат.
Иначе обстоит дело в христианстве. Бога нельзя сделать заложником оккультных манипуляций. Он открывает свою волю лишь тогда, когда посчитает это необходимым. Тогда, когда это нужно для человека. Кроме того, Он учитывает готовность и способность человека расслышать и понять Его слово. Ведь оно должно прижиться в нашей душе, а не отскочить от нее как горох от стенки. Оно должно принести плод. Но и это еще не все. Он также учитывает духовное состояние того, кто говорит. Именно поэтому обращаясь к своим слушателям, апостол Павел просит у них, чтобы они усерднее молились за него. Это необходимо как для того, чтобы Бог дал ему слово, так и для того, чтобы те, для кого оно предназначено, смогли принять его, извлечь из него пользу.
Это очень важный момент. Христианство — это не религия формального обряда и ритуала. В первую очередь это религия живого, личного общения с Богом. С Ним необходимо поддерживать диалог так же, как мы поддерживаем его с близкими людьми. Это и становится доступным для нас в молитве. Лишь тот, кто умеет молиться, тот, кто постоянно понуждает себя к молитве, начинает понимать, что не всегда нам полезно услышать слово Божие в ответ на наши вопросы. Не всегда мы к этому готовы. Ровно как, он начинает понимать и то, что если Бог хочет нам ответить, то Его слово способно прийти к нам самым неожиданным путем: не только через пророка или священнослужителя, но и через простых людей, которые нас окружают, и даже через сами жизненные обстоятельства.
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых
«Поэт Николай Старшинов». Сергей Арутюнов
В гостях у Дмитрия Володихина был доцент Литературного института имени Горького Сергей Арутюнов.
Разговор шел о поэте-фронтовика Николае Старшинове, о его удивительной судьбе, об участии в Великой Отечественной войне и о том, как в советские годы он сохранил веру в Бога.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов