В девятнадцатом веке Крестовоздвиженский монастырь был визитной карточкой Нижнего Новгорода — в ту пору он хорошо просматривался со всех сторон. Сейчас он по-прежнему стоит на самой высокой точке города, однако его не сразу отыщешь — многоэтажки сомкнули вокруг обители такое плотное кольцо, что она оказалась буквально в каменном мешке.
Чем ближе подходишь к собору Честного и Животворящего Креста Господня, тем понятней становится, насколько усеченной стала территория обители в двадцатом веке. Оглянитесь вокруг — все эти двухэтажные домики когда-то были сестринскими корпусами. Сейчас это просто жилые дома.
Монастырский собор удивительный, он построен в форме равноконечного креста. Именно эта форма, да расположение на вершине города и стали причиной того, что монастырь нарекли нижегородской Голгофой. Однако в тридцатых годах это название приобрело новый, буквальный смысл: Мирополита Евгения (Зернова) в 1935-ом арестовали, а позднее расстреляли за то, что пасхальным богослужением в Крестовоздвиженском он отвлекал народ от первомайской демонстрации. Монахинь выселили из родной обители, сам монастырь хотели снести. Но стены его уцелели и, по версии, высказанной Александром Солженицыным, именно здесь располагался первый советский концлагерь. Позднее на монастырской территории было бензохранилище, затем склад отходов гальванического производства.
Когда монастырь вернули православной Церкви, изношенность его зданий, по документам, соответствовала ста процентам. Трудно и медленно шло восстановление храма, благоустройство территории.
Были и радости — едва стало известно, что обитель возрождается, как в нее вернулась древняя Казанская икона Богородицы. Этот образ когда-то принадлежал монастырю, а во время лихолетья прихожане спасли его от поругания и хранили, передавая из поколения в поколение.
Монастырь стоит в центре города, и его насельницы не пытаются скрыться от людей, они посвятили себя социальному служению. При обители открыт медпункт, в который могут обратиться и миряне, сестры взяли под свою опеку несколько семей, где детям живется несладко, помогают ребятишкам из соседнего детского дома.
Крестовоздвиженский монастырь стоит посетить уже затем, чтобы почтить его святыни. Здесь хранится деревянное Распятие высотой в четыре с половиной метра. Этот крест, расписанный в Троице-Сергиевой лавре, в 2005 году нижегородские паломники пронесли в Иерусалиме по Крестному пути Христа. Еще один монастырский крест содержит частицу Креста, на котором распяли Спасителя. Эту реликвию подарил обители митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
И отыскать монастырь в лабиринте новостроек вам тоже помогут кресты. Резные, деревянные, они стоят у дороги, как указатели, и ведут от площади Лядова до самых стен обители.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.12.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 268 зач., III, 9-13.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Люди, смотрящие на христианство со стороны, часто задают вопрос: какой прок от вашей веры для всех остальных? Разве вы относитесь к неверующим или представителям других религий с любовью? Более того, этот вопрос иногда стоит перед самими верующими. Ответ на него звучит в отрывке из 3-й главы Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам. Давайте его послушаем.
Глава 3.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Человек, который более-менее знаком с евангельским текстом, помнит, как Христос обличал иудеев за то, что они любят тех, кто любит их самих. Конечно, проблема была не в том, что сама по себе эта любовь была излишней. Это было хорошо, что они любили родственников, членов своих семей, соотечественников, но дальше их любовь не распространялась. Она была естественной, но для этого не надо было быть иудеем, находиться в завете с Богом и духовно трудиться. Обличения Христовы у нас на слуху, но сами мы обычно остаёмся на таком же уровне, с любовью относясь либо к тем, кто в нашем окружении её заслуживает, либо к тем, кого мы толком не знаем. Последних мы любим издалека, такой любовью, которая довольно сложно конкретизируется и легко испаряется в реальном общении.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел благодарит Бога за Фессалоникийскую общину, которая преуспевает в христианской жизни. При этом он же молится о том, чтобы ученики были исполнены и преисполнены любовью друг ко другу и ко всем, понимая под всеми остальными нехристиан. Но что же значит эта молитва?
Во-первых, из этой молитвы ясно, что всякая подлинная любовь не может родиться в сердце человека без помощи Божией. Радуясь о том, что ученики духовно растут, апостол Павел не просто призывает их к любви, но молится Богу, понимая, что христианская любовь — это дар.
Обычная чувственная любовь возможна в семье, в дружеской компании, она вложена в нашу человеческую природу и для того, чтобы её испытывать не обязательно быть верующим. Однако в церковной общине встречаются формально чужие друг другу люди и оказываются призваны относиться друг ко другу с любовью. Единственное, что их первоначально объединяет, — это ответ на зов Божий, который они услышали каждый в своё время и в своих обстоятельствах. Они приходят в храм, знакомятся и учатся жить общей жизнью: молиться друг за друга, тратить друг на друга время и силы... И во всём этом они просят поддержки у Бога, Который через благодать таинств, через Священное Писание в ответ на их молитву, даёт им силы поступать по любви. О такой любви можно много рассуждать, можно к ней призывать, но её невозможно породить в сердце собственными силами, её даёт Сам Бог, и мы учимся ей в Церкви, которая оказывается для нас школой.
После любви христиан между собой, апостол молится о любви христиан ко всем. Эта любовь ко внешним вторична по сравнению с любовью к верующим как к братьям и сестрам. Но вторична не в смысле меньшей значимости или второсортности. Ни в коем случае. Она вторична в том смысле, что, не научившись любить тех, кто близко, не сумеешь любить по-настоящему тех, кто далеко. В Церкви любви должна помогать совместность, ведь люди объединены общей верой, надеждой, молитвой и многим другим. Гораздо сложнее любить тех, с кем не совпадает мировоззрение, не совпадают цели и средства их достижения. Любить, несмотря на отсутствие любви в ответ.
Кто-нибудь спросит: где всё это в реальной церковной жизни? Где любовь к чужим, если мы и своих-то любить не умеем? Ответ прост: всё это в первую очередь должно быть хотя бы целью, ведь если правильно сформулировать цель, больше вероятности к ней прийти, а уж с помощью Божией и подавно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарим тепло подопечным Обители милосердия
Ольга Викторова — мама двоих маленьких детей — Даны и Миши. Оба ребёнка родились с тяжёлой патологией. Так сложилось, что забота о них полностью легла на плечи Оли. Ни родных, ни близких рядом нет. Несмотря на это, женщина делает для детей всё возможное: занимается их лечением и реабилитацией. На лекарства уходит основная часть денег, поэтому часто на что-то другое, кроме еды, ресурсов уже не хватает. Но всё же без поддержки добрых людей семья не остаётся.
Некоторое время назад Ольга узнала, что в Москве есть Марфо-Мариинская обитель милосердия. Там принимают всех, кто попал в беду. В рамках проекта «Работа со случаем» людям передают самое необходимое — продукты, медикаменты и одежду, помогают разобраться с документами и не только. Поддержка сотрудников обители позволила семье Ольги выйти из режима выживания. И теперь справляться с трудностями маме двоих особенных детей стало гораздо легче.
Кроме проекта, «Работа со случаем» при Марфо-Мариинской обители действуют ещё несколько — это Елизаветинский детский дом, где в основном живут девочки с синдромом Дауна, Медицинский центр «Милосердие» для тяжелобольных детей и Центр семейного устройства. Ежемесячно через обитель проходят больше тысячи подопечных. Всю помощь они получают бесплатно. Проекты действуют на средства благотворителей, поэтому им важна поддержка.
Сейчас, с наступлением холодов, важно обеспечить все здания обители милосердия бесперебойным отоплением. Чтобы и сотрудники, и подопечные — это мамы с детьми, тяжелобольные люди и пожилые — находились в тепле.
Если вы хотите помочь, переходите на сайт Марфо-Мариинской обители милосердия mmom.ru/dobro/ и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов