На восточной окраине столицы есть удивительное по своей красоте и спокойствию место – старинное село Косино. Оно давно включено в городскую черту, но не утратило прежнего облика: на уютных маленьких улочках стоят бревенчатые избы, любовно украшенные резьбой, а над крышами парят купола храмов, отражаясь в Белом озере.
Косино называют Трехозерьем – кроме самого большого, Белого озера, на берегу которого и возникло село, рядом есть еще два – Черное и Святое. Уникальный архитектурный комплекс на берегу Белого озера состоит из трех храмов: каменные Успенский (летний) и Никольский (зимний), и деревянная Никольская церковь.
Первое летописное упоминание села Косино относится к 1410 году. В завещании внука Ивана Калиты, князя Владимира Серпуховского, Косино отходит к его жене, княгине Елене, которая впоследствии завещала село Московскому Рождественскому монастырю. На протяжении нескольких веков село неоднократно меняло владельцев. А в начале 17-го века перешло к цареву стольнику, Василию Телепневу, который заведовал Оружейной палатой в Кремле. Телепневым Косино принадлежало почти два столетия. Они и построили здесь новый Никольский храм взамен прежнего ветхого.
Заметный след в истории Косино оставил Петр I. Еще в детстве будущий реформатор и родоначальник Русского флота увлекся сооружением потешной флотилии. Будучи в гостях у своего брата царевича Федора в селе Измайлово, он обнаружил старый английский ботик и повелел восстановить его. Первый поход на нем Петр совершил по речке Яузе, а затем по Измайловскому пруду. Но оба этих водоема оказались слишком тесными для маневрирования, и тогда он повелел устроить пристани с потешным флотом на Белом озере в Косино. Однако вскоре юный Петр снова перенес свой флот на Плещеево озеро в Переславле- Залесском.
Косинские крестьяне с вниманием относились к царским пристаням и небольшому деревянному домику, срубленному для государя, и регулярно обновляли их. Однако до нашего времени эти постройки не сохранились.
В память о пребывании в Косино Петр передал в дар Никольскому храму Моденскую икону Божией Матери, привезенную его сподвижником Петром Борисовичем Шереметевым из итальянского города Модены. Образ этот прославился многими чудесами, которые записывались местными священнослужителями в специальную книгу.
Расцвет села связывают с именем купца первой гильдии и коммерции советника Дмитрия Александровича Лухманова. Новый хозяин немедленно занялся наведением в селе порядка и помог поднять хозяйство местным крестьянам. Именно при нем формируется неповторимый храмовый ансамбль, и рядом с деревянной Никольской церковью вырастают два новых каменных храма. Все это сказалось на увеличении числа паломников, которые спешили приложиться к образам Николая Чудотворца и Косинской Божией Матери и окунуться в воды Святого озера.
Святое озеро считается чудодейственным. По легенде сам князь Дмитрий Донской залечивал его водой свои раны по возвращении в столицу с Куликова поля.
Еще одно сказание сообщает, будто бы на водах озера была явлена местночтимая икона святителя Николая Чудотворца, которая вплоть до революции хранилась в одном из косинских храмов. Ныне ее местонахождение неизвестно.
Специально для богомольцев на озере построили деревянную часовню с купальнями. Они не сохранились до наших дней, но есть старинные открытки с их видами.
В 1977 году в храмы пришли реставраторы, а за год до этого в фондах Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева была обнаружена чудотворная Косинская (Моденская) икона Божией Матери, изъятая при закрытии храмов.
В 1990-м Никольский храм передали церкви, а в следующем году косинцы торжественно встретили Моденскую икону Божией Матери. Еще через год Церкви передали Успенский и восстановленный Никольский храмы. Очень скоро вновь открылась и Косинская церковно-приходская школа.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».