Екатерина Бурмистрова, детский психолог и семейный психотерапевт, даст несколько советов для будущих мам, как правильно устроить жизнь новорождённого малыша и приучить его к определённому распорядку дня.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. У меня в гостях сегодня детский психолог, семейный психотерапевт, мама десятерых детей – Екатерина Бурмистрова. Здравствуйте, Катя!
Е.Бурмистрова
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— Я знаю, что в Вашей семье есть младенец, это правда?
Е.Бурмистрова
— Есть маленький мальчик, ему скоро будет четыре месяца.
С.Бакалеева
— То есть, все радости младенческой жизни, они вас не отпускают, они с вами всегда.
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, младенчество – это мой любимый период, скажу честно, поэтому, тут без иронии, это действительно радость и они у нас случаются регулярно.
С.Бакалеева
— Катя, ну скажите, как устроить жизнь с младенцем? Нужно ли соблюдать режим дня?
Е.Бурмистрова
— Ну, мне кажется, что режим очень важен, и для мамы, и для ребенка, и для всей семьи. В целом психологи и психофизиологи считают, что 85% людей и младенцам в частности, свойственна ритмичность нервно-психической деятельности. У 85% - это же достаточно значимое число, это большинство в общем-то, такое, людей довольно легко налаживаются так называемые биоритмы и в этих биоритмах человеку и маленькому и большому жить комфортнее, он как бы тратит меньше энергии на переход в следующее состояние.
С.Бакалеева
— Но принято считать, что биоритмы – это то, что есть у человека, заложено природой, и то, что не нужно специально каким-то образом организовывать.
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, не совсем так, дело в том, что биоритмы довольно подвижная конструкция и у человека, живущего… мы в основном городские люди, мы живем в отрыве от природных ритмов, от ритмов светового дня, от ритмов года…
С.Бакалеева
— То есть, мы не ложимся спать с заходом солнца.
Е.Бурмистрова
— Не ложимся, и не встаем с его восходом. Тем более, что да, сейчас у нас, смотрите, светает в половину десятого, вот в данный зимний период. И всякие другие есть особенности, чисто младенческие, которые не дают возникать биоритмам самим по себе. Маленький младенец в основном вообще существо, подстраивающееся, формирующееся и адаптирующееся к той ситуации семейной, в которой он родился. И, соответственно, если мы эти ритмы станем налаживать – они возникнут, если мы их не станем налаживать, они возникнут только у супер ритмичных детей и то, они могут быть сбиты всякими факторами семейными.
С.Бакалеева
— А это действительно так важно наладить ритм? Это как-то влияет на его рост?
Е.Бурмистрова
— Еще раз повторюсь, 85% людей склонны к ритмичности, 15% аритмичных хаотических людей. Вот у них ритмы налаживаются довольно тяжело, и они им в общем-то не нужны. Про них отдельный разговор, потому что с младенцами такого типа довольно сложно, только не спешите относить своего малыша, к детям безритмовым, потому что понять, налаживаются ли ритмы у вашего ребенка можно только старательно попробовав, не один-два дня, а четыре-шесть недель. Вот если за четыре-шесть недель стандартных процедур, о которых мы сейчас будем говорить дальше, ритмы не возникают никак, ребенок все так же не предсказуем, значит он возможно действительно относится к разряду детей хаотичных.
С.Бакалеева
— А зачем же нужны ритмы этим самым 85%?
Е.Бурмистрова
— Чтобы силы экономить, и чтобы организм мог готовиться к следующему событию, или следующему состоянию. Дело в том, что даже у самых маленьких детей возникает, так называемый динамический стереотип по Павлову, опять вспоминаем Павлова, он действительно сделал, Иван Петрович, довольно много открытий в том, как работает высшая нервная деятельность, как устроена высшая нервная система, как устроена так называемая система условных и безусловных реакций и его не опровергли, хотя это было более полувека назад, для науки – это огромный период. Так вот, смотрите, что такое динамический стереотип – это значит, что в организме на уровне физиологии, не на уровне психики, включаются собственные часы, и за небольшое время, как бы до наступления точки Х, сигнала, у Павлова это был звонок, или включение лампочки, если мама пытается налаживать ритмы у ребенка, это скорее всего, там не знаю, какой-то звук маминых шагов, или доставание малыша из кроватки…
С.Бакалеева
— Запах может быть?
Е.Бурмистрова
— Запах может быть, приближение мамы, за некоторое время до этого у малыша уже начинает вырабатываться желудочный сок, он уже готов к тому, чтобы сосать. Или наоборот, он уже, если вы его укладываете в относительном ритме, он уже готов уснуть. Наверное, многие мамы, у которых уже были младенцы, помнят, что есть такой момент, когда малыш явно хочет спать, он зевает, он может тереть ручонками глаза, он как-то там… у него глаза могут быть сонные. Если в этот момент уложить, он уснет легко, если этот момент пропустить, там буквально 5-7 минут, ребенок как бы перегуливает и входит в следующую фазу и дальше его уложить сложнее и нужно, возможно, дожидаться окончания этого цикла бодрствования, чтобы уложить еще позже.
С.Бакалеева
— То есть, соблюдение ритма – это просто то, что нам может помочь создать правильный образ жизни малышу, правильно?
Е.Бурмистрова
— Правильный с точки зрения физиологии развития для ритмичных детей.
С.Бакалеева
— То есть тот, который ему нужен сейчас?
Е.Бурмистрова
— Да, но если поколение наших родителей воспитывало нас, нынешних родителей по режиму, по четкому воспитанию, составленному врачами педиатрами…
С.Бакалеева
— То есть, режим – это не ритм?
Е.Бурмистрова
— Режим и ритм, это разные понятия. Вот режим – это когда у нас есть прописанные часы, одинаковые для всех, не сменяемые, в зависимости от изменения ситуации. Ритм – это последовательность…
С.Бакалеева
— Ну, то есть, режим может как выглядеть? На стенке висит расписание – в шесть утра подъем…
Е.Бурмистрова
— В 6.30 кормление, в 9.30, 12.30, 15.30 и отступление от этого самого времени может быть только на 10-15 минут. Это заставляет родителей быть в тонусе, этот режим, он как бы из вне спускается семье и много обязательств по соблюдению этого режима – это может быть довольно энергоемко.
С.Бакалеева
— Это то, как нас растили, по такому расписанию?
Е.Бурмистрова
— Да, большинство людей, да, те, кто не растили по Споку, растили по режиму, по указанию педиатров. Значит, это такая относительно устаревшая картина, сейчас все больше уделяется внимания вариативности ритмов и что такое ритм дня. Значит, кормление от 6 до 7, дальше кормление от 9 до 10, при том, что стартует это самое начало дневного ритма не от обозначенной всем точки подъема, скажем 6.30 утра, а от того момента, когда малыш проснулся. То есть, от того момента, когда у вас ребенок проснулся, вы отсчитываете примерный ваш, свойственный сейчас вам и ребенку интервал от кормления до кормления, и интервал от просыпания, от пробуждения до засыпания. Малыш растет, эти интервалы удлиняются, они могут быть вариативны в течении дня, скажем, первый интервал от пробуждения до засыпания может быть короче, там средний интервал дневной может быть длиннее, а у кого-то наоборот. То есть в отличие от режима, ритм дня позволяет учитывать индивидуальные различия и особенность протекания каждого д ня.
С.Бакалеева
— То есть, один день это может быть один ритм, а на следующий день он может немножко изменится?
Е.Бурмистрова
— Он похожий, но, скажем, поскольку он стартует от времени пробуждения, то это могут быть сдвижки. Стараются не менять время… но тоже опять же, не менять в интервале 40 минут, время укладки на ночь. Потому что это такой ключевой момент, который сдвигать нужно минимально, чтобы просто у ребенка возникала упорядоченность.
С.Бакалеева
— А еще с чем могут быть связаны подвижки этого самого ритма в течение дня?
Е.Бурмистрова
— Ну, понимаете, погода, мальчики, особенно метеозависимы, есть отдельные метеозависимые девочки. Скажем, если день ясный, солнечный с высоким давлением атмосферным, возможно, ребенок будет меньше спать, если день пасмурный, дождь, или снег, низкое давление, бывает, что и взрослые без кофе долго не могут, на младенцев это тоже распространяется.
С.Бакалеева
— А что же делать с теми младенцами, которых мы назвали аритмичными?
Е.Бурмистрова
— С ними довольно сложно в первый год и в общем-то, нужно, конечно, пытаться всячески, даже им предложить какой-то вариант ритма. Дело в том, что, если нельзя знать, когда ребенок заснет, а когда проснется, мама теряет гораздо больше сил, потому что она не знает, когда уже у нее наступит время, когда она сможет спокойно что-то съесть, или что-то приготовить, или что-то сделать, поспать. Ребенок не предсказуем. В целом, это особенно сложно первый год, и эти же безритмовые дети где-то к трем годам все равно они постепенно так или иначе могут вливаться в общий поток малышей.
С.Бакалеева
— То есть, можно предположить, что он все-таки к трем годам в садиковский ритм вольется?
Е.Бурмистрова
— Он пойдет в сад, но, скорее всего, ему будет сложно заснуть днем и он там будет лежать, скорее всего, с ним будут проблемы, чтобы его разбудить, а в какие-то утра, наоборот он будет подскакивать слишком рано. Но тут нужно понимать, что если вы попробовали всячески создавать ритм жизни ребенку, но он никак не усваивается, то это не ваша вина. Ваша вина в течение 4-6 недель составить примерное ритм жизни для вашего малыша и пытаться ему следовать.
С.Бакалеева
— Может быть, мы подробнее остановимся, как же это можно сделать, как этот ритм можно создать?
Е.Бурмистрова
— Ну, вот смотрите, есть такая предварительная стадия, которую можно рекомендовать. Вот вы с начала, скажем, говорить о возникновении, о налаживании ритмов можно где-то с 4-5 недели жизни, если первые три недели жизни, там это и время установки лактации, и мама еще может быть не вполне в силах, и у малыша еще такой может быть совсем такой рваный прерывистый сон, то где-то после 3-х недель, в общем-то, одна из целей родителей – это научить ребенка спать. И соответственно, для того, чтобы ребенок высыпался, он должен быть долгим. Так вот, что мы делаем – мы сначала пытаемся понять, как у нас обстоят дела с ритмом естественным образом. Для этого два-три дня, стоит взять блокнотик, или листочек и записывать, во сколько малыш проснулся, во сколько он покушал, сколько примерно он сосал, через сколько он захотел спать, когда его удалось уложить.
С.Бакалеева
— Вести мамин дневник такой?
Е.Бурмистрова
— Вести мамин дневник, причем в такой не обременительной форме, просто записывать время. Иногда женщины говорят на консультировании, зачем это, я и так знаю, у меня есть ощущение когда это, но оказывается, что в беготне, в этой вот гонке, в желании все успеть, в этом освоении новой профессии матери, отдельные вещи важные теряются. И как только начинаются записи, становится понятно, ага, он у меня около 12 всегда почти готов спать и спит долго, попробую я ка я в это время дописать свой квартальный отчет, или лечь и поспать, или наконец погладить рубашки мужу.
С.Бакалеева
— Иногда молодые родители говорят, что у нас не спит малыш, вот любит на руках, любит гулять на руках.
Е.Бурмистрова
— Понимаете, тема налаживания сна – это отдельный разговор и то, что малыш не спит, это не значит, что он не хочет спать, это значить только то, что он не умеет сам засыпать и ему в засыпании потребуется определенная помощь.
С.Бакалеева
— То есть, это значит, что его просто не уложили спать вовремя?
Е.Бурмистрова
— Его не уложили грамотно, может быть это как-то звучит авторитарно, но, тем не менее, вот у всех народов есть культура погружения младенца в сон. То есть, каждому этносу было известно, что у младенцев с этим есть трудности, и что пока спать не научишь, не возникнет этого умения. Вот сосание, в отличие от ритмов, сосание, оно рефлекторно, малыш рождается, если он здоров, если с сосками матери все в порядке, он сосет, его не надо учить, хотя я знаю, что Вы были одно время консультантом по грудному вскармливанию, да, есть младенцы, которых сосать учить нужно.
С.Бакалеева
— Редко, но бывает.
Е.Бурмистрова
— Да, редко бывает, а учить спать нужно почти всех детей. 80% детей младенцев нуждаются в помощи при засыпании, иначе он не спит. Так что, значит, если родители говорят, что он не спит, они просто не ориентированы.
С.Бакалеева
— Какие-то другие еще моменты в течение дня, скажем, купание, может ли быть ритмообразующим моментом?
Е.Бурмистрова
— Значит, купание, выход на прогулку, или засыпание на балконе, время, когда мама делает массаж, время, когда, даже время, когда у ребенка колики в первый месяц – это тоже может быть ритмообразующим и для родителей полезно знать, когда это время наступает, чтобы как-то мобилизоваться.
С.Бакалеева
— Чтобы это не было неожиданностью.
Е.Бурмистрова
— Основные ритмообразующие моменты – это кормление, сон, ежедневное купание или другие гигиенические процедуры, и это время активных игр. Но из этих всех перечисленных пунктов, кормление и сон, наиболее значимы. Соответственно, если вы это будете делать в непредсказуемой последовательности, ребенку будет довольно сложно наладить собственный ритм. Если у вас самих у родителей возникнет система, да, подвижная, не жесткая, то ребенку будет просто наладить собственные ритмы. Значит, я хочу сказать еще одну вещь, в заключение, что мы конечно же, мало, кто любит рутину.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Елена Поленова. «Зимний пейзаж. Москва»
— Как хорошо, что мы выбрались в Поленово, Андрюша! Я люблю бывать в этом музее-заповеднике. Отрадно помолиться в церкви, возле которой похоронен художник Василий Поленов, побродить по аллеям парка. И, конечно же, полюбоваться картинами в старинном особняке! Всякий раз открываю здесь для себя что-то новое. Вот эта акварель, например — разве не чудо?
— Да, Алла такие вдохновенные произведения искусства и впрямь похожи на чудо! Это работа сестры художника, Елены Дмитриевны Поленовой. Называется «Зимний пейзаж. Москва». Рисунок нежный, прозрачный. Цвета неяркие. Перекликаются серые и коричневые полутона, мерцают бледно-лиловые, голубоватые, зелёные переливы. Композиция простая — силуэты деревьев на фоне снежной поляны. Но в какой тонкий узор сплетены стволы и ветви!
— Рисунок дышит влагой. На снегу видны проталины. Не поймёшь — то ли это начало декабря, и впереди долгая зимняя стужа, то ли перед нами конец февраля, и природа вот-вот начнёт оживать. В акварели одновременно присутствует и печаль, и надежда.
— И это неспроста, сестренка. Такое настроение было созвучно душе Елены Дмитриевны в 1882 году, когда она написала эту акварель.
— Это связано с какими-то событиями?
— Да. В 1877-ом Елена отправилась в Киев в гости к старшей сестре Вере, которая была близнецом Василия Дмитриевича. Шла русско-турецкая война, в киевские госпитали привозили раненых. Сёстры Поленовы окончили медицинские курсы и ухаживали за пострадавшими на фронтах солдатами и офицерами. И Елена Дмитриевна полюбила врача, с которым вместе работала — профессора медицины Алексея Шкляревского. Чувства её оказались взаимны.
— Какое счастье — полюбить человека, с которым у тебя общее служение!
— Общего у влюблённых было немало. Елена Дмитриевна к тому времени окончила рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников, занималась в частной мастерской Павла Петровича Чистякова. У неё был успешный опыт в живописи, и Алексей Сергеевич мог его оценить — доктор Шкляревский разбирался в изобразительном искусстве. Но семейного счастья у пары не получилось.
— Почему?
— Помешали сословные различия. Поленовы — старинный дворянский род, и мама Елены воспротивилась браку дочери с человеком незнатного происхождения. Художница не решилась выйти замуж без родительского благословения и послушно вернулась в Москву. Но расставание с любимым травмировало её. Прежде весёлая, общительная девушка стала замкнутой и молчаливой.
— Вот откуда меланхолия в акварели «Зимний пейзаж. Москва». Но ты сказал, что и весенние ноты звучали в душе Елены ПолЕновой. Что же этому послужило причиной?
— Вернувшись в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом стала часто бывать в Абрамцево — в имении мецената Саввы Мамонтова. Там, в творческой атмосфере, художница оттаяла. Она подружилась с хозяйкой усадьбы, Елизаветой Григорьевной. Вместе женщины рисовали декорации и шили костюмы для театральных постановок, трудились над созданием музея народного творчества.
— Музея?
— Именно так. Дамы предприняли несколько экспедиций по северным губерниям — собирали образцы вышивок и ткачества, зарисовывали орнаменты. Позднее Елена Поленова использовала эти рисунки при работе в столярно-резчицкой мастерской там же, в Абрамцево.
— То есть, Елену Дмитриевну вернуло к жизни творчество?
— Творчество и служение людям. Искусство для художницы было способом приносить радость. И этим не ограничивалось широкое поле ее деятельности. Так, например, Елена Поленова учила крестьянских детей изготавливать резную мебель и утварь — давала им надёжное ремесло.
— Делилась тем, что имела — и в этом обрела полноту жизни.
— Такой рецепт может пригодиться человеку, душа которого балансирует между печалью и надеждой, между осенью и весной, как природа в акварели Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва». Радуя людей плодами своего творчества, помогая другим, мы выбираем весну. Выбираем воскресение!
Картину Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова.
Все выпуски программы: Краски России
Евгений Столица. «Снятие колоколов»
— Как давно я не был у тебя в гостях Александр! Столько здесь всего изменилось за это время!
— Верно, Андрей. Вон, берёза за окном до нашего четвёртого этажа дотянулась. Храм во дворе построили. Слышишь, колокола звонят?
— И как звонят — голоса чистые, звучные!
— Я, представляешь, видел, как эти колокола привезли, освящали, на звонницу поднимали. Помню, как запели они в первый раз. Можно сказать, история вершилась на моих глазах.
— И отрадно, что эта история созидательная. Что далеко позади то время, когда с колоколами боролись. Я недавно изучал, с какой яростью препятствовали колокольному звону в начале двадцатого века.
— А почему ты заинтересовался этой темой?
— Всё началось с того, что я побывал в художественном музее Череповца и увидел работу художника Евгения Столицы «Снятие колоколов». Она меня просто потрясла! Я сохранил изображение в телефоне, сейчас покажу тебе. Вот, смотри.
— Пронзительная картина. Храм из красного кирпича, ступени перед входом. Возле лестницы прямо на земле лежит гигантский колокол с вырванным языком. Рядом стоит человек в одежде церковнослужителя. Это монах?
— Не обязательно. Подрясник — облачение, похожее на длинный халат, и скуфью — круглую шапочку, может носить и мирянин, у которого особое послушание в церкви. Например, звонарь.
— Звонарь у поверженного на землю колокола — скорбное зрелище. За его спиной — чистое голубое небо, светит солнце. Но возникает ощущение сквозняка, бесприютности. Таким сиротством веет от одинокой худенькой фигуры. А где эта картина была написана?
— Евгений Столица не указал место действия, лишь дату — 1924 год. Художник в то время жил поочередно в нескольких местах: маленьком городке Ананьев под Одессой, в Сергиевом Посаде и в Москве. Я стал разбираться, где в двадцатых годах были уничтожены колокола. И оказалось, что везде! Где-то чуть раньше, где-то позже.
— По всей стране так происходило?
— Да. Началось с Костромы в 1919 году. Одной из первых опустела звонница знаменитой Ипатьевской обители. Затем в Пскове были уничтожены древнейшие колокола из Мирожского и Снетогорского монастырей. А дальше понеслось, как снежный ком с горы — одна за другой умолкли колокольни в Архангельске, Ярославле, Брянске, Самаре, Смоленске, Владимире.
— Но чем мешали колокола новой власти?
— Главным образом, большевиками руководила алчность. В колоколах видели, прежде всего, источник цветного металла. Существовали особые циркуляры по заготовке колокольной бронзы. Самые ценные образцы литейного искусства были проданы за границу.
— А ведь наверняка были люди, которые сопротивлялись этому бесчинству...
— Да, многие возвышали свой голос против. Статью о варварском уничтожении колоколов опубликовал Михаил Пришвин в журнале «Октябрь» в 1930 году. Немало попыток сохранить московские колокольни предпринял композитор Константин Сараджев, звонарь-виртуоз. Да и полотно Евгения Столицы — это открытое выражение гражданской позиции, за которое можно было поплатиться свободой, а то и жизнью.
— Правда. В картине «Снятие колоколов» нет пафоса, но есть сострадание. Автор скорбит вместе со звонарём о том, что соотечественники утратили благоговение и стыд в революционном угаре. Какое счастье, что та страница истории перевёрнута, и колокольный звон вновь плывёт над Россией!
Картину Евгения Столицы «Снятие колоколов» можно увидеть в Череповецком художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Виктор Зарубин. «Небесный простор»
— Славный в Архангельске музей. И название какое звучное — «Художественная культура Русского севера»! Всякий раз стараюсь сюда прийти, когда приезжаю из Москвы к родителям. Любуюсь картинами и думаю — а ведь я тоже мог бы стать художником!
— Ты рисуешь, Алёша? Я не знал.
— В юности рисовал, и неплохо, между прочим. Я художественную школу окончил, в Суриковский институт в Москву собирался поступать. Но родители настояли на Политехническом.
— Удивительно, что ты говоришь об этом возле картины Виктора Зарубина «Небесный простор». У художника в жизни была в точности такая же ситуация.
— Правда? А расскажи? Я ничего не знаю о нём.
— Да, Зарубин малоизвестен, к большому сожалению. Он родился в Харькове в 1866 году в семье профессора. С детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на физико-математический факультет Харьковского университета. Получив образование, служил чиновником в Казённой палате — губернском отделении министерства финансов.
— Однако, про картину «Небесный простор» не скажешь, что её написал дилетант. В ней чувствуется мастерство. Две трети полотна занимает закатное небо, и ты посмотри, какая игра красок — жемчужно-серые облака тонут в золоте последних лучей, кое-где проглядывает бледная лазурь.
— И всё это великолепие отражается в реке, сливается с ней. Над водой на высоком скалистом берегу стоит маленькая церквушка. А у подножия холма сидит на камне седой монах с книгой в руках... Не картина, а поэма без слов.
— Как же Зарубину удалось написать такое, если он был далёк от искусства?
— Нет, о живописи Виктор Иванович никогда не забывал. Работая финансистом, он посещал студию рисования. А в какой-то момент решил, что не может больше совмещать работу и творчество, подал в отставку и отправился в Париж.
— А почему в Париж?
— Брать уроки живописи в частной школе. За три года во Франции Зарубин многому научился. А по возвращении поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Его наставником стал Архип Куинджи. Пожалуй, именно он помог Виктору раскрыть талант в полной мере.
— А «Небесный простор» Зарубин написал по окончании училища?
— Да, это 1911 год. Художник уже не только образование получил, но и звание академика живописи.
— Молодец Виктор Зарубин! Исполнил своё призвание! Я вот, видишь, не решился. А может быть, воля Божья обо мне была такова, чтобы я стал художником...
— Возможно, Лёша. Но всё-таки воля Божья не в том, чтобы быть человеку художником или инженером.
— А в чём?
— В том, чтобы в любой ситуации поступать по-христиански, соблюдать евангельские заповеди. А стезю в жизни мы вольны выбирать любую.
— Свобода с небольшим ограничением?
— Божьи заповеди — это не ограничение, а ориентир. Вот как на картине Виктора Зарубина «Небесный простор». Бескрайняя жемчужная ширь манит в полёт. А церквушка на высокой горе — словно маяк, который не даст сбиться с пути.
— Хороший образ, понятный и выразительный! И что самое главное — обнадёживающий!
Картину Виктора Зарубина «Небесный простор» можно увидеть в Архангельске, в музее «Художественная культура Русского Севера».
Все выпуски программы: Краски России