
Гал., 201 зач., II, 6-10.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных 8 (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), 9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская церковь с начала своего существования не была однородна. В первую очередь ее участниками становились люди, которые принадлежали к еврейской нации и исповедовали иудейскую веру. Если кто-то из представителей других народов и вероисповеданий желал принять христианства, они вместе с этим должны были исполнять все требования закона, которые предписывал евреям Моисей. Все, начиная с обрезания. У апостола Павла было иное мнение на этот счет. Будучи сам христианином из иудеев, он, тем не менее, настаивал на том, что для человека достаточно креститься. Это одно делает его полноценным последователем Христа, Который освободил людей от обязанности следовать ритуальному закону Ветхого Завета. Эта позиция Павла привела даже к спорам среди христиан. Иудействующие утверждали: «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». Для того, чтобы разрешить ситуацию и не усугублять, примерно в 50-м году I века в Иерусалиме был созван т.н. апостольский собор. На него прибыли самые авторитетные учителя Церкви, включая ближайших учеников Христа. В результате было принято решение: крещеные язычники имеют право не соблюдать ритуальные постановления иудейского закона. Они не обязаны обрезываться, приносить жертвы, а также исполнять те многочисленные формальные предписания, за слепое следование которым иудеев обличал еще Спаситель. Единственное, что от них требовалось — воздерживаться от некоторых сторон жизни, которые для язычников были в порядке нормы, а у иудеев вызывало огромное отвращение: а именно, от вкушения идоложертвенного, крови, удавленены, то есть мяса, в котором сохранилась кровь, а также от распутного образа жизни, блуда. Те, кто пришел в христианство из иудейства могли продолжать соблюдать постановления традиции Моисея. Кроме этого, на соборе было принято решение: чтобы не смущать верующих из иудеев, апостол Павел и Варнава будут проповедовать среди язычников. Иудеям евангельскую весть будут нести апостолы Иаков, Кифа, то есть Петр, и Иоанн. Именно об этом событии и упоминает в сегодняшнем отрывке апостол Павел.
После первого собора, который прошел в Иерусалиме, подобные собрания стали нормой жизни христиан. Именно на них рассматривались важные для церковной жизни вопросы, как дисциплинарного, так и вероучительного характера. Отличительной чертой всякого такого собора является то, что решения принимаются не единолично, а большинством голосов епископов, которые в свою очередь представляют свои общины. Именно эта соборность церковного сознания является одной из важных характеристик восточно-христианской Православной Церкви. И выступает важным свидетельством того, что она хранит вневременное единство с той древней христианской общиной, представителями которой были апостолы Христа Спасителя.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема