
Это случилось в стародавние времена, когда небо ещё было очень близко к земле. Одним оно доходило до пояса, другим — по грудь, а маленьких детей и столетних старичков с головой накрывало. Отсюда и пошла поговорка: «Он всё ещё в облаках витает».
Жила в одном селении женщина-хозяюшка: статная, сильная. Про таких говорили: «Ей и небо по колено». Станет свои половики трясти — тучи пыли на небе собираются. Начнёт бельё стирать — только брызги во все стороны летят. Не поймёшь, то ли облака вокруг неё сгрудились, то ли это мыльная пена. Даже из соседних сёл приходили на неё посмотреть, как правильно хозяйство вести.
И начала эта женщина очень сильно собой гордиться. Даже характер у неё другой стал: властный, сварливый. Раньше она дома и в огороде молчком хлопотала, а теперь стала на мужа покрикивать: «Эй, ты, облако в штанах, поворачиваться», и детей ругать, что у них один только ветер в голове.
Настирала как-то эта женщина целую гору белья, растянула по двору верёвки, и давай свою постирушку развешивать. Вешает бельё, а сама думает: пусть соседи полюбуются, как я чисто-начисто стираю, лучше всех, ни одного пятнышка не найти. Не хватило ей одной верёвки, так она вторую через все село протянула. А места ей всё равно мало. И начала тогда наша хозяйка выстиранное бельё по небу развешивать: на одно облако — мужнины портки, на другое — детские пелёнки, на третье — свою ночную рубаху размером с простыню.
Удивилось небо, нахмурилось — не привыкло оно к такому обращению. А женщина ничего не замечает: знай, вешает повсюду бельё, да ещё облака прищепками прижимает. Стало небо потихоньку пятиться от земли. Отступило настолько, что уже не всякий ребёнок рукой дотянется. Но наша женщина только радуется. Вот, думает, как хорошо, теперь и в соседней деревне будет видно, сколько я за один день белья настирываю, пусть полюбуются. Встала на цыпочки, и продолжает свою постирушку по облакам развешивать.
Потемнело небо от досады — и ещё выше поднялось от земли. А женщина остановиться не может. Стала она закидывать на облака свои наволочки и простыни, так и хлещет небо по щекам. Совсем расстроилось небо, даже заплакало от обиды, что люди с ним стали так непочтительно обращаться. И высоко-высоко от земли поднялось. Проснулись утром люди, смотрят — нет больше вокруг неба. Вчера было близко, рукой подать, а теперь и по высокой лестнице не добраться.
Только муж этой женщины знал, почему такое случилось, и часто бормотал про себя: «Нельзя, чтобы человек себя слишком высоко возомнил. Небо гордых не любит».
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема