Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам Церкви. Однако торжественно отмечать его стали сравнительно поздно - в шестом веке, в Византии. Но это традиционно один из самых красивых церковных праздников. «Сретение» означает «встреча». В этот день Богородица и праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа. По ветхозаветному правилу на сороковой день после рождения мальчика женщина должна была совершить очистительную и благодарственную жертву. А младенец получал благословение в Иерусалимском храме. Вот уже почти триста лет при храме жил праведный священник Симеон. Когда-то давно ему было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира, о котором говорили ветхозаветные пророки. И вот день долгожданной встречи настал. В этот день каждый верующий человек испытывает нечто подобное тому, что чувствовал праведный Симеон. Этот день служит напоминанием о предстоящей встрече каждого из нас с Тем, Кто искупил наши грехи.
В этот день верующие вспоминают «сретение», то есть «встречу», состоявшуюся в Иерусалимском храме на сороковой день после рождения Богомладенца Христа. Тогда Богородица и праведный Иосиф согласно ветхозаветному правилу принесли новорожденного в храм. Они должны были принести очистительную и благодарственную жертву Богу. Ее прихода с нетерпением ожидал праведный Симеон. Почти триста лет он приходил в Иерусалимский храм, ожидая исполнения пророчества. Ему было предсказано, что он умрет только после того, как увидит Деву, родившую Богомладенца. Их приход означал бы милость Божию и великую жертву — дарование миру Своего Сына. Вместе с Симеоном узнала Богородицу и прозорливая Анна, давно жившая при храме. Вдвоём они первыми пережили то, что потом переживет всякая душа, ищущая правды и спасения - встречу с Истиной. Симеон взял младенца на руки и благословил его. Так праведность Ветхого Завета поклонилась святости Завета Нового.
В праздник Сретения Господня Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа. По ветхозаветному правилу, женщине, родившей младенца мужского пола, сорок дней было запрещено входить в Иерусалимский храм. По истечении этого времени она шла в храм вместе с младенцем и приносила благодарственную и очистительную жертву. Дева Мария не имела нужды в очищении, но по своему смирению подчинилась предписанию закона. В сороковой день по рождении Мария принесла Богомладенца в Иерусалимский храм. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Симеон был в это же время в храме и, взяв младенца Христа на руки, изрек пророчество о Спасителе мира. Эти слова, получившие название Песнь Симеона Богоприимца, читает священник на каждой вечерней службе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Сретение - старинное русское слово, означающее «встреча». В этот день Церковь вспоминает как на сороковой день после рождения Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа. Так они исполнили ветхозаветный обычай. Последние праведники уходящей эпохи Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна- пророчица удостоились встретить будущего Спасителя мира. Праведный Симеон к тому времени более трехсот лет ждал прихода Мессии. За два с половиной века до Рождества Христова он переводил для египетского царя Птолемея на греческий книгу пророка Исайи. Симеон прочитал в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», и решил, что в тексте ошибка. Он хотел исправить «дева» на «жена». В этот момент ему явился ангел и удержал его руку. Небесный посланник сказал Симеону, что тот не умрет, пока сам не убедится в исполнении пророчества. С того дня праведный Симеон ожидал пришествия Обетованного Мессии. И вот он сам стал свидетелем воплощения Спасителя.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.