1 мая 1935 года сотни верующих собрались в соборе бывшего Крестовоздвиженского монастыря Нижнего Новгорода на пасхальное богослужение. Праздничную литургию возглавлял митрополит Евгений (Зернов). А неподалеку в то же самое время шла первомайская демонстрация. После окончания богослужения владыка отправился домой прямо через толпу демонстрантов. Он ехал верхом на лошади, не снимая даже клобук — это белый головной убор митрополита. Уже через день владыка был арестован. В официальном обвинительном заключении, помимо обвинений в незаконном проповедничестве, было отмечено, что «в день 1 мая, на Пасху, под руководством Зернова было организовано торжественное служение с целью отвлечения граждан от участия в первомайской демонстрации». Это был далеко не первый арест владыки Евгения (Зернова), яркого проповедника и миссионера двадцатого столетия. Даже в самые суровые годы он не боялся открыто проповедовать о Христе.
Священномученик Евгений (Зернов) начал свою миссионерскую деятельность в 1902-ом году. Сразу после окончания Московской духовной академии он был назначен в Черниговскую духовную семинарию. Здесь отец Евгений читал лекции по обличительному богословию, истории русского раскола и местных сект. Он усердно изучал сектантство, результатом чего явился особый доклад «О состоянии раскола и сектантства в Черниговской епархии и о мерах борьбы с ними».
После волнительных событий первой русской революции в 1905-ом году отец Евгений был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской семинарии. В его ведении находились все епархиальные духовные заведения и церковно-приходские школы. Архимандрит Евгений (Зернов) являлся членом местного миссионерского комитета, а также редактором «Епархиальных ведомостей». Будучи великолепным оратором и проповедником, архимандрит Евгений активно занимался миссионерской деятельностью на иркутской земле. В 1910-ом году на местном миссионерском съезде он сделал доклад «О постановке миссионерских предметов в Духовных семинариях». Буквально все предложенные им в этом докладе положения были единогласно приняты участниками съезда.
Новая глава в служении священномученика Евгения (Зернова) началась в 1913-ом году. Он был взведен в сан епископа. За двадцать пять лет своего архипасторского служения владыка Евгений успел потрудился на разных кафедрах. Он запомнился верующим своими яркими проповедями, фрагменты которых дошли до нас, к сожалению, лишь в виде цитат из агентурного дела. Владыка постоянно и на всех богослужениях обращался к верующим, и духовенству также говорил, что «надо их читать чаще и активно проповедовать учение Христа».
Священномученику Евгению (Зернову) пришлось пережить многочисленны аресты, и ссылки: на Соловки, в Читу, в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь. Даже отбывая наказание, митрополит Евгений по-прежнему оставался проповедником Слова Божьего и духовным пастырем — уже для заключенных. Такое положение вещей не устраивало лагерное начальство. Постановлением Тройки НКВД по Карагандинской области от 20 сентября 1937 года митрополит Евгений был приговорен к расстрелу. Священномученик Евгений (Зернову) причислен к лику святых Русской православной церкви в августе 2000 года.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.