
Фото: Anna Barsukova/Unsplash
Когда в 1882 году на пост барнаульского городского головы был избран один из самых богатых в городе людей — купец Дмитрий Сухов — жители Барнаула ёрничали — мол, прибавит теперь Дмитрий Никифорович к своим миллионам казённое жалованье. И ведь, между прочим, не маленькое! Не зря, пожалуй, говорится — деньги к деньгам льнут... Однако в день своего вступления в должность городской голова посрамил шутников: Дмитрий Никифорович официально заявил, что своё жалованье — всё до копейки — намерен употребить не на собственные, а на общественные нужды!
Сделать в Барнауле требовалось многое, а на небогатые средства из городской казны — в этом новый голова быстро убедился — особенно рассчитывать не приходилось. С привлечением личных средств Дмитрий Сухов надеялся на более скорое решение самых насущных вопросов. Таковыми для Барнаула к тому моменту оказались открытие гимназии и устройство нового кладбища. Разговоры о них велись уже довольно давно, а вот до дела у предыдущих градоначальников всё как-то не доходило. Дмитрий Никифорович не стал дожидаться финансирования из губернской казны. Он согласовал все необходимые документы и сразу же приступил к работе, вложив в дело личные средства. За три года, в течение которых Дмитрий Сухов возглавлял Барнаул, он таким образом успел завершить устройство гимназии и нового кладбища.
После смерти Дмитрия Никифоровича его сыновья — Василий и Прокопий — продолжили дело отца. Родителя они уважали и старались во всём следовать его примеру. Помня о том, как много сил и средств употреблял их родитель ради помощи людям, они взяли за правило и в этом от него не отставать. Вступив во владение отцовскими предприятиями, огромную долю прибыли Василий и Прокопий Суховы передавали на благотворительные цели. В 1895 году братья пожертвовали 10 тысяч рублей на строительство здания для Николаевского училища и содержали учебное заведение за собственный счёт.
Особенно отличился в делах благотворительности Василий Дмитриевич Сухов. Когда в 1907 году в Барнауле открылось Торговое училище, он обеспечил обучение и содержание беднейших его учащихся. Все необходимы пособия, учебники и прочее оборудование также было приобретено им на личные средства.
Для строительства в Барнауле здания Нагорной школы в 1885 году Василий Сухов пожертвовал строительные материалы и 400 рублей на приобретение книг в школьную библиотеку. Он постоянно заботился о неимущих учениках школы: безвозмездно предоставлял им ткань на пошив ученического платья, оплачивал обеды в школьной столовой, наиболее одарённым назначал стипендии. Василий Дмитриевич был постоянным членом барнаульского «Общества попечения о начальном образовании», на нужды которого пожертвовал в общей сложности 5 тысяч рублей.
Вступив в 1902 году в должность городского головы Барнаула, Василий Дмитриевич, вслед за отцом, передал своё жалованье на общественные нужды. На эти средства, в частности, была открыта городская больница. 1902-й год выдался неурожайным, и Сухов сверх жалованья выделил из личных денег три тысячи рублей на закупку зерна для нуждающихся горожан. Постоянные пожертвования направлял Василий Сухов в барнаульские храмы.
За свою широкую благотворительную деятельность Василий Дмитриевич Сухов в 1909 году удостоился звания Почётного гражданина Барнаула. И его, и Дмитрия Никифоровича Сухова по сей день считают одними из лучших градоначальников за всю историю города.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема