1 Кор., 150 зач., XI, 31 - XII, 6.
Глава 11.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
Глава 12.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Что происходит, когда в продуктовый магазин приходит голодный мужчина? Правильно, он накупает слишком много всего ненужного. Почему? Да потому, что он — голоден. И мозг услужливо подсказывает, что надо взять и то, и это, и на всякий случай ещё и вот это. Но стоит хотя бы немного перекусить и тотчас недоумение: вполне можно было бы без многого обойтись. Дорогие женщины, никогда не отправляйте мужчин за покупками на голодный желудок! Вам же дороже выйдет!
В жизни схожих ситуаций бывает немало. Рассудительность как способность быть независимым в своих суждениях от настроения, сытости или голода, погоды и множества других причин — сегодня редкая добродетель. Современная культура потребления в особенности подталкивает нас удовлетворять первые позывы без особого рассуждения: а вот хочется, и всё тут! Не будем говорить спасибо эффективным технологиям рекламы. Потому что стоит начать рассуждать, сравнивать, читать отзывы пользователей — в том числе и негативные — как этот морок жизненной важности очередной покупки вдруг куда-то быстро исчезает.
Но ведь очень схоже мы относимся и к своему внутреннему миру. Когда нам хорошо — жизнь прекрасна и мы беззаботны. Когда плохо — всё ужасно, сплошная боль, а в конце ждёт неминуемая смерть. И в том, и в другом случае мы оказываемся вовлеченными в эмоциональные состояния, и не в состоянии рассуждать, то есть отстранённо, как бы извне, оценить самих себя.
Сегодня апостол Павел, говоря о важности испытания совести перед участием в Евхаристии, побуждает христиан учиться в любой ситуации смотреть на себя как бы со стороны, извне — чтобы не уподобиться голодному мужу в магазине. Ведь только из такой позиции можно сказать самому себе: да, я зол, я в гневе, меня несёт — и поэтому любое моё решение, суждение, определение — будут пропитаны ядом моей злобы и в итоге окажутся ошибочными. А ведь так безумно — именно безумно сильно хочется оправдать свою злость осуждением виновника моей ярости! Ровно также, как голодному страстно хочется набить свою корзинку до отказа.
Что же, послушаемся мудрого совета апостола — и будем учиться рассуждать о самих себе ещё до того, как Господь начнёт производить Свой беспристрастный суд?
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.