2 Тим., 292 зач., II, 1-10.
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.
10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение представляет собой приободряющее наставление апостола Павла Тимофею.
Сложно представить себе ситуацию, в которой развивалась Церковь в мире. Осознав, что она видит во Христе мессию, и в практике жизни превосходит закон Моисеев, против нее настроились иудеи. Рассмотрев, наконец, что христиане не то же, что иудеи, на них ополчилось сообщество язычников. Иными словами, надо было иметь твердую веру, потому что она постоянно подвергалась испытанию. Кроме врага внешнего был так же враг внутренний — были люди, так называемые гностики, которые искажали учение. Именно поэтому, чтение которое мы сегодня услышали, начинается с таких воодушевленных слов. В мире полном враждебности, ученикам была необходима поддержка. Конечно, самая важная поддержка — благодатная помощь Спасителя. При этом желая ее Тимофею, апостол как бы соучаствует в ней, присоединяя к Божественной любви, любовь свою, человеческую. И способен к этому не только апостол, но и любой из нас. Желая ближнему помощи Божией, своей молитвой и любовью, мы в этой помощи так же присутствуем, распространяем ее в мире.
Интересно, что говоря о своей проповеди Тимофею, апостол во-первых, подчеркивает, что тот слышал ее «при многих свидетелях». Это очень важное указание, ведь и сам Христос проповедовал при народе и ничего не говорил тайно. Гностикам хотелось, чтобы христианство воспринималось как тайное знание, было бы элитарной религией меньшинства, но Христос пришел для всех и говорил о Боге одинаково перед женщинами и мужчинами, богатыми и бедными, мудрыми и немудрыми.
Итак, эта проповедь, сообщенная при всех, должна быть передана верным людям, которые были бы способны и других научить. Слова «передана верным» указывают на то, как формируется Церковное предание — то есть та вероучительная, нравственная, духовная связь, которая существует между любым учеником, апостолами и Самим Господом. Однажды сообщенное слово, живет в Церкви. Оно передается из уст в уста и хранится в сердце каждого.
Однако проповедь обязательно предполагает особое качество жизни проповедника. Во-первых, он переносит страдания как добрый воин Иисуса Христа. Каждый, кто становится христианином, понимает, что в мире идет духовная война. Многие помнят слова, сказанные одним из героев Достоевского о том, что дьявол с Богом борются и поле битвы — сердца людей. Но человек при этом не просто место борьбы, он призван быть воином Христовым и активно участвовать в это духовной битве сам. Во-вторых, христианство принимается не для того, чтобы получить житейские выгоды, потому что главная его цель — единение с Богом, а не просто устройство этой временной жизни. Продолжая военные и атлетические сравнения, апостол говорит, что как для победы борцу необходимо соблюдать правила и использовать приемы, так и для победы в духовной борьбе необходимо знать ее приемы и законы духовной жизни.
Обращая к Тимофею эти слова, Павел находился в узах, но при этом проповедовал без всякого смущения, потому что «для слова Божия нет уз», нет темниц и оков. Оно сообщается от сердца к сердцу и живет в каждом ученике, поддерживая и направляя его.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.