Варзугу, небольшое село на юге Кольского полуострова, велеречиво называют Поморской Венецией. Откуда такой неожиданный титул, почему он возник? Если бы вам довелось хоть одним глазком увидеть здешнюю красоту, вопросы отпали бы сами собой.
Первое, что напоминает Венецию – это транспортное сообщение. Варзуга раскинулась по двум берегам одноименной речки. Здесь нет ни моста, ни другой переправы – только лодки снуют туда-обратно, рассекая водную гладь, в которой отражаются знаменитые поморские храмы, выполненные без единого гвоздя.
История села тесно связана с историей Соловецкого монастыря. Здесь даже берега носят имена по названию храмов, которые на них стоят, левый берег – Никольский, правый – Пречистенский, или Успенский – как вам больше нравится.
Левая сторона села более древняя. Церковь Николая Чудотворца, которая подарила берегу имя, по утверждению краеведов, не только первая в Варзуге – это первый православный храм на всем Кольском полуострове. Рассказывают, что прежде Никольскую церковь венчали семь изящных главок. Горькая судьба у этого храма – после революции его обезглавили и устроили в нем магазин, вход в который прорубили через алтарь. Оставив, при этом на внешней стене с западной стороны икону святителя Николая. Совсем недавно из Варзуги пришли добрые вести – Никольский храм будет отреставрирован.
Вторая церковь на Никольской стороне – Петропавловская. Почему-то у местных жителей к ней сложилось особенно теплое отношение. Говорят – намоленная. В тридцатых годах храм Петра и Павла был закрыт, в 1999 году в нем возобновились богослужения.
Стоит перебраться на правый берег Варзуги, чтобы увидеть Успенский храм – самый красивый среди удивительных поморских церквей. Он всегда считался памятником деревянного зодчества, и это уберегло его от разорения. Здесь уцелел уникальный иконостас с резными фигурками летящих ангелов, сохранилось расписное потолочное покрытие – его еще называют «небо». В 2009 году в Мурманской области проходил конкурс «Семь чудес на краю света», и народным голосованием церковь Успения Пречистой Богородицы уверенно вошла в список победителей. Впрочем, гораздо важнее то, что она вновь стала действующей.
Ожила в девяностых годах и церковь Афанасия Великого. Поражает обилие храмов на маленьком пятачке земли, удивляет красота этих уникальных образцов церковного зодчества. Впрочем, чему удивляться? В двадцати километрах от Варзуги – Белое море, знакомое местным жителям не понаслышке. А тот, кто хаживал в море, умеет молиться. И сами храмы Варзуги – это вдохновенная молитва, воплощенная в дереве.
10 июля. О духовном родстве со Христом

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о своих учениках: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
О духовном родстве со Христом — священник Николай Конюхов.
Оказывается, можно стать родственником Божиим не через то, чтобы родиться в определённое время, в определённом месте, не через кровные узы. Оказывается, мы входим в высшее духовное родство.
Господь открыт каждому, и все мы для Него можем быть и матерью, и братьями, и друзьями. Просто вопрос в том, насколько мы слышим Его слова и их исполняем. «Вот, кто ближний Мой: кто слышит Слово Божие и исполняет Его».
Поэтому нам нужно сосредоточиться именно на этом. Не то, чтобы в храме встать в лучшее место или перечислить батюшек, которых я знаю, или даже архиереев, а в том, чтобы быть Богу своими именно с точки зрения духовной, в том, что мы слышим Его слова, слышим Его заповеди и стараемся реализовывать их в своей повседневной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июля. О подвиге преподобного Георгия Святогорца

Сегодня 10 июля. День памяти преподобного Георгия Иверского, Святогорца, жившего в одиннадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Преподобный Георгий Святогорец — грузинский святой, который непосредственно связал свою жизнь с паломническим трудом. Тем не менее, его паломнический труд был в некотором роде необычен для нас, потому что всё время он был вынужденным.
А подвизался он в древнем монастыре Хахули, от которого остались живописные храмовые строения, но вокруг нет ни единого православного человека на многие и многие километры, потому что это уже более половины тысячелетия территория Турецкой Республики. И грузинского населения, для которого это когда-то было центром культуры, центром религиозной жизни, уже там нет и следа.
Но преподобный Георгий показывает нам, что не нужно привязываться к месту. Он оставляет свой родной монастырь и идёт в Антиохию, чтобы урегулировать вопрос об автокефалии Грузинской церкви, что интересно, она её получила не от Иерусалима, не от Константинополя, а именно от Антиохии.
Он оставляет свой монастырь и идёт на Афон, где совсем недавно был основан Иверский грузинский монастырь, чтобы там потрудиться, чтобы найти там богословские книги, чтобы перевести их на грузинский язык. Но не забывает о своей родной земле.
Точно так же и мы, дорогие друзья, глядя на этого замечательного человека, конечно, должны искать способ общения с Богом в том месте, где мы живём, где Господь нас призвал, где мы родились. Но, тем не менее, и ради ближнего, и для духовного укрепления идём и в Святую Землю, едем и в Антиохию, направляемся и на святую гору Афон, добираемся до грузинских святынь и обязательно надеемся на помощь местных святых.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июля. Об истории Обретения мощей преподобных старцев Оптинских

Сегодня 10 июля. Церковь празднует Обретение мощей преподобных старцев Оптинских в 1998 году.
Об истории события — игумен Лука (Степанов).
За два года до обретения мощей Оптинских старцев они были канонизированы. Общецерковное прославление состоялось с собора старцев.
И вот, при необходимых приготовлениях, при участии самых наших главных специалистов в вопросе идентификации мощей, их обретения, братия приготовилась к великому событию. Этому была вскрыта брусчатка, в 80-е и 90-е годы положенная на территории тех захоронений, информация о которых сохранилась в предании.
Накануне праздника в честь Тихвинской иконы Божьей Матери был отслужен молебен на огороженной территории захоронений, и братия приступила к раскопкам, которые были очень напряжёнными, но благодатными. Непрестанно читалась Псалтирь.
Братия на первых этапах получила возможность только через разобранную часть склепа проникать в эти захоронения и передавать косточки, сохранившиеся главы. Интересно, что главы были узнаваемы по тем фотографиям, оставшимся воспоминаниям и картинам лиц Оптинских старцев. Можно было догадаться, при обретении той или иной главы, о том, кому из отцов она принадлежала. На прямой связи по телефону Патриарх Алексий II давал благословение и определение, как действовать в затруднительных случаях.
И вот все святые останки, мощи преподобных старцев Оптинских, были уложены в приуготовленные деревянные ковчеги и долгое время в соборе монастырском оставались доступными для многочисленных богомольцев.
Все выпуски программы Актуальная тема