
Рим., 97 зач., VIII, 14-21.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» 16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Мультфильмы мы в семье стараемся смотреть вместе. Не хочется нам с женой отставать от нового поколения. Всегда полезно знать, чем интересуется наша молодежь. Тем более, что подчас из уст мультяшных героев слышишь очень важные вещи. Одна из них давно запала мне в душу: «Страх — твой главный враг!» Эти слова напрямую пересекаются с сегодняшним отрывком из послания апостола Павла к христианам Рима.
Бытие древней Церкви мы часто романтизируем — представляем его себе в исключительно героических и возвышенных тонах. Но жизнь подчас оказывалась значительно сложнее и прозаичнее. Христиане первых веков постоянно находились под прессингом государства. Их вера была в Римской империи запрещена, ведь последователи Спасителя не верили в божественность императора. Исповедовать Христа означало лишиться гражданских прав, быть на грани тюремного заключения и даже казни. Казалось бы, вот она благодатная почка для ежедневного страха — за свою жизнь и жизнь близких тебе людей. Но что мы видим на практике. Послания апостола Павла, который сам неоднократно оказывался перед лицом смерти, говорят нам не о страхе, а о свободе от него. Павел называет христиан детьми Божиими. Дети безмерно доверяют своим родителям, видят в них своих несокрушимых защитников. А еще дети не боятся смерти — ведь как-то естественно убеждены в том, что есть другая жизнь, которая со смертью тела не заканчивается. Древние христиане жили, соблюдая завет Христа «быть как дети». Они всецело доверяли Богу, оставались Ему верными до последнего вздоха, понимали, что Господь приготовил для них удивительный дар — Свое Небесное Царство. Царство Божие — Его дом, который Он готов разделить с людьми. Поэтому христиан апостол Павел называет также наследниками, то есть теми, кто имеет право владеть собственностью Родителя. Бог не скупится на подарки — Он готов и Царство Свое отдать нам. Но только при одном условии, если мы разделим судьбу Его Сына — Иисуса Христа. Христос прожил земную жизнь, помогая другим, находя радость в служении людям. Он пожертвовал Собой ради любви, которую Он испытывает и сегодня к каждому из нас. Спаситель открыл людям врата Царства Божия, но войти в него можно, только пройдя по пути Христа. Как говорит апостол Павел: мы сонаследники Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Древние христиане видели свою жизнь именно так — терпели испытания ради своей любви к Богу. Страданием они считали не те трудности, которые им готовило государство или жестокий мир. Невыносимым страданием для них было отречься от Христа, ведь это значило предать самого себя.
Но что же мы? Есть место для подвига в наше время? Конечно, есть! И здесь нам опять придется вспомнить о страхе. Чаще всего именно страх становится главным препятствием для достижения Царства Божия. Страх принимает разные формы. Иногда он внушает нам, что Бог нас не любит и хочет нас наказать. Иногда страх говорит нам, что мы никчемные никому не нужные люди. Бывает, страх превращается в псевдовежливость и осторожность. Он сковывает нам руки и не дает творить добро. Как же все это преодолеть? Вспомнить о детстве. Когда мы были детьми, мы не боялись быть смешными, открытыми, любящими. Когда мы были детьми, мы всем доверяли и всех любили. Когда мы были детьми, мы умели смеяться. Вернем же себе этот здоровый дух детства в Боге и, наконец, победим гнетущий нас страх!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема