Рим., 120 зач., XVI, 1-16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе 4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Комментирует священник Антоний Борисов.
От семи чудес света, грандиозных построек древности, осталось только одно — египетские пирамиды. Каждая из них носит имя фараона, в царствование которого пирамида была построена. Поэтому и возникает ощущение, что строителем огромного сооружения, является один человек. Что, конечно же, неверно. Пирамиды возводились многими людьми — из-за тяжести труда значительная часть строителей и вовсе закончила свои дни на этой «стройке века». Но о той жертве постарались поскорее забыть и приписать все лавры одной единственной личности. Подобное можно наблюдать сплошь и рядом, когда труды целого коллектива присваиваются одним человеком. Иногда оправданно, а в большинстве случаев — нет. Редким случаем является, когда руководитель признается, что славное достижение — результат совместных усилий. Да, его самого, но и его сотрудников — тоже.
Удивительно корректное и теплое отношение к людям мы находим в сегодняшнем чтении. Апостол Павел, один из наиболее известных проповедников христианства, основавший многие общины, говорит о тех, без кого его миссия оказалась бы невыполнимой. Первой он упоминает диакониссу Фиву, которая привезла текст послания к римлянам из Коринфа. Согласно преданию, Фива была жертвенной женщиной, собственными средствами помогавшая христианской церкви Коринфа. Упоминает Павел своих близких друзей — супругов Акилу и Прискиллу. Впервые Павел и супружеская пара познакомились в Коринфе осенью 50 года. Акила и Прискилла приютили странствующего апостола. Супруги разделили с Павлом не только кров, но и ремесло — вместе они зарабатывали на жизнь тем, что шили из плотной, грубой ткани палатки и тенты для торговцев и мореплавателей. Работа была тяжелой. Как позже вспоминал апостол — им приходилось трудиться «днем и ночью». Однако ремесло не только кормило Акилу, Прискиллу и Павла, но и позволяло им заниматься проповедью Евангелия. В послании к римлянам Павел упоминает и других людей, ставших для него опорой и утешением во время служения в Коринфе. Интересно, что двух из них, Андроника и Юнию, Павел и вовсе приравнивает к себе и другим апостолам, говоря, что их проповеднические труды оказались ничуть не меньше его собственных.
Сегодняшнее чтение открывает для нас самые светлые стороны личности апостола Павла. Мы видим в нем не только бесстрашного проповедника, красноречивого апостола, неутомимого труженика, но и просто благодарного человека. Благодарного тому, кто оказал ему помощь и поддержку. Иногда кажется, что говорить «спасибо» — мелочь. Но именно в мелочах раскрывается личность человека. Кто он на самом деле? Зацикленный на себе эгоист, фараон, влюбленный в собственную пирамиду? Или же обладающий истинным благородством рыцарь духа, способный любить других и быть благодарным им за ответную любовь.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.