
Рим., 93 зач., VI, 18-23.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Рабство для населения Римской империи было привычным явлением — в эпоху расцвета политического и военного могущества в Риме один раб обслуживал нужды двух свободных граждан. Таким образом, около трети жителей империи не имело личной свободы. Это привело к тому, что рабам было запрещено носить какие-либо знаки отличия — государство не могло позволить невольникам осознать, насколько их много. Ведь затем обязательно последовал бы грандиозный бунт. В рабское состояние попадали обычно представители завоеванных Римом народов. Случалось, но редко, что и полноправные граждане империи за долги или нарушение законов сами лишались свободы. Жизнь большинства римских рабов была очень тяжелой. У них не было гражданских прав. Рабов заставляли выполнять наиболее трудную работу. Если же порученное дело оказывалось необременительным, его могли искусственно осложнить. Например, рабам, трудившимся в пекарнях, вешали на плечи специальные колодки, чтобы не дать есть тесто или уже готовый хлеб.
В сегодняшнем чтении апостол Павел использует образ рабства, чтобы показать читателям, от какой скорбной участи избавил людей Христос и, самое главное, что Он дал нам взамен. Правда, Павел оправдывается, что образ рабства является не слишком для этого подходящим, но иного, лучшего, он найти не смог. До пришествия Спасителя человечество находилось под властью греха. Люди не могли сопротивляться собственным страстям — были настоящими рабами темной стороны собственной личности, а также злых духовных сил. Христос, пожертвовав Собой, освободил нас от рабства греху, но не оставил в каком-то вакууме, без контроля и присмотра. Совсем нет! Спаситель предлагает, по слову апостола, человеку новую форму рабства. И здесь требуется пояснение. Не все рабы в древнем Риме находились в ущемленном положении. Были среди них те, кто для хозяина становился полноценным членом его семьи — такой раб имел право сидеть с господином за одним столом, получал всё необходимое для жизни. Впоследствии такой невольник получал свободу, а вместе с ней и все гражданские права. Апостол Павел говорит именно об этой доброй форме рабства. Раб Бога находится в принципиально ином состоянии, чем раб греха. Грех угнетает и истощает. Бог же заботится о человеке, дает ему силы и, увидев, что раб окреп и набрался сил, отпускает его на свободу. Но эта свобода не означает прекращения заботы, потому что Богу не всё равно что с нами может случиться. Деликатно присутствуя в нашей жизни, Он указывает нам правильный путь, помогает преодолевать различные препятствия. А самое главное — Бог не лишает Своих рабов права по-прежнему пребывать в Своем доме, делить с Ним стол и пользоваться Его гостеприимством.
В древнем Риме некоторые рабы получали от своих хозяев фиксированное жалование. Могли они также заслужить и премию — незапланированный подарок за добрую службу. Апостол Павел, рассуждая о добром рабстве Богу, говорит, что оно в качестве жалованья (стабильного дохода) приносит человеку праведность — свободу от греховных, постыдных поступков. Раб Божий приобретает в результате спокойную совесть и душевный мир. Но Господь не желает ограничиваться только этим. Тем, кто Ему верен, Он не только дает духовную свободу, но и предлагает удивительный дар — вечную и радостную жизнь в Своем Царстве. Такую участь нельзя у Бога вытребовать, ее можно получить в качестве свободного дара. Господь не скупится в Своей любви, поэтому врата Царства Небесного всегда открыты для людей, а великий дар предложен многим.
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











