В знаменитом «Поучении» Владимира Мономаха есть эпизод: князь рассказывает о том, как в трудный момент своей жизни он обратился за утешением к словам Псалтири. Это поэтическая книги Ветхого завета, без чтения которой не обходится ни одно православное богослужение, Псалтирь во все времена служила человеку духовной поддержкой. Ведь библейский царь и пророк Давид, автор большинства псалмов, создавал свои проникновенные молитвенные песни в самые разные периоды: когда радовался или скорбел, когда бежал от врагов или раскаивался в своих грехах. Неудивительно, что псалмы стали для нас молитвами на все случаи жизни. А для поэтов — ещё и источником творческого вдохновения. Самые известные и прославленные художники слова обращались в своём творчестве к псалмам. Познакомиться с этими стихотворными опытами можно на страницах сборника, который называется «Поэтическая Псалтирь в переложении русских поэтов».
Михаил Ломоносов, Гавриил Державин, Александр Сумароков, Аполлон Ма́йков, Николай Языков — вот лишь некоторые из тех знаменитых имён, которые читатель встретит в этой книге. И даже если каноническую Псалтирь вы пока ещё не открывали, структура сборника поможет не растеряться. Перед каждым стихотворным переложением даётся краткое разъяснение самого псалма, а стихотворения выстроены точно в таком же порядке, как и псалмы в Псалтири.
Читая эти стихи, невозможно не почувствовать, насколько мощным было вдохновение, которое поэты почерпнули из величественной Книги хваления — так часто называют Псалтирь. Стараясь передать в стихотворном переложении глубину и смысл псалмов, поэты — и это явственно ощущается — вложили в произведение и свои собственные чувства. Но чувства эти созвучны библейским строкам. Видно, что авторы не просто делают «художественный перевод», а глубоко сопереживают тому, о чём пишут. Вот, например, фрагмент 18-го псалма в переложении Константина Бальмонта:
«Всё от Него — и жизнь, и смерть.
У ног Его легли, простерлись бездны,
О помыслах Его вещает громко твердь,
Во славу дел Его сияет светоч звездный.»
А вот как художественно осмыслил 38-й псалом поэт Аркадий Голенищев-Кутузов:
«Я не отверзну уст моих,
Пребуду кроток, тих, безгласен:
От всех клевет, языков злых,
Коль Бог со мной, я безопасен».
Красивые и сильные поэтические строки восхищают и утешают, поражают величием и побуждают задуматься о смысле жизни. А ещё, читая их, невольно спрашиваешь себя: если «Поэтическая Псалтирь в переложении русских поэтов» настолько удивительна, то каким же должен быть первоисточник? И хочется поскорее его открыть.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.