
Фото: Tita/Unsplash
В знаменитом «Поучении» Владимира Мономаха есть эпизод: князь рассказывает о том, как в трудный момент своей жизни он обратился за утешением к словам Псалтири. Это поэтическая книги Ветхого завета, без чтения которой не обходится ни одно православное богослужение, Псалтирь во все времена служила человеку духовной поддержкой. Ведь библейский царь и пророк Давид, автор большинства псалмов, создавал свои проникновенные молитвенные песни в самые разные периоды: когда радовался или скорбел, когда бежал от врагов или раскаивался в своих грехах. Неудивительно, что псалмы стали для нас молитвами на все случаи жизни. А для поэтов — ещё и источником творческого вдохновения. Самые известные и прославленные художники слова обращались в своём творчестве к псалмам. Познакомиться с этими стихотворными опытами можно на страницах сборника, который называется «Поэтическая Псалтирь в переложении русских поэтов».
Михаил Ломоносов, Гавриил Державин, Александр Сумароков, Аполлон Ма́йков, Николай Языков — вот лишь некоторые из тех знаменитых имён, которые читатель встретит в этой книге. И даже если каноническую Псалтирь вы пока ещё не открывали, структура сборника поможет не растеряться. Перед каждым стихотворным переложением даётся краткое разъяснение самого псалма, а стихотворения выстроены точно в таком же порядке, как и псалмы в Псалтири.
Читая эти стихи, невозможно не почувствовать, насколько мощным было вдохновение, которое поэты почерпнули из величественной Книги хваления — так часто называют Псалтирь. Стараясь передать в стихотворном переложении глубину и смысл псалмов, поэты — и это явственно ощущается — вложили в произведение и свои собственные чувства. Но чувства эти созвучны библейским строкам. Видно, что авторы не просто делают «художественный перевод», а глубоко сопереживают тому, о чём пишут. Вот, например, фрагмент 18-го псалма в переложении Константина Бальмонта:
«Всё от Него — и жизнь, и смерть.
У ног Его легли, простерлись бездны,
О помыслах Его вещает громко твердь,
Во славу дел Его сияет светоч звездный.»
А вот как художественно осмыслил 38-й псалом поэт Аркадий Голенищев-Кутузов:
«Я не отверзну уст моих,
Пребуду кроток, тих, безгласен:
От всех клевет, языков злых,
Коль Бог со мной, я безопасен».
Красивые и сильные поэтические строки восхищают и утешают, поражают величием и побуждают задуматься о смысле жизни. А ещё, читая их, невольно спрашиваешь себя: если «Поэтическая Псалтирь в переложении русских поэтов» настолько удивительна, то каким же должен быть первоисточник? И хочется поскорее его открыть.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.