
Гость программы: доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о междоусобной борьбе русских князей перед монголо-татарским нашествием, о князе Мстиславе Удатном, и о том, почему свою жизнь он закончил иноком в монастыре.
Д.Володихин:
- Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Это – светлое радио, радио «Вера». В эфире – передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин.
И сегодня мы будем разговаривать с вами об одном необычном человеке из русского средневековья.
Очень часто на православных радио говорят о князьях святых, о князьях, которые были великими государственными мужами, о князьях, который… ну… как минимум, были прекрасными воинами-полководцами, которые охраняли своё отечество, обороняли его от неприятеля внешнего.
Но довольно редко заходит разговор о князьях, которые, по натуре, скорее чем-то противоположным государям-защитникам – своего рода, русские кондотьеры. В ведь их было немало, и к их числу относятся достаточно крупные личности домонгольской Руси. Это и… допустим… Юрий Долгорукий, в какой-то степени. А из послемонгольской Руси определённое сходство с таким человеческим типом являет Московский Великий князь Юрий Данилович.
Поэтому, наверное, сейчас интересно будет поговорить о человеке, который, если я не ошибаюсь – если ошибаюсь, специалист поправит – был в глазах современников чем-то, вроде квинтэссенции князя-воина подобного типа.
Но, прежде всего, разберёмся с его именем. В некоторых монографиях, статьях его называют Мстислав Удалой, в некоторых – Мстислав Удатный. И сейчас специалист, который сидит у нас в студии, доктор исторических наук, глава историко-просветительского общества «Радетель», Сергей Викторович Алексеев, разъяснит нам, как правильно его называть.
Здравствуйте, Сергей Викторович!
С.Алексеев:
- Здравствуйте!
Д.Володихин:
- Ну, что ж – вот мой вопрос!
С.Алексеев:
- Ну… действительно, в нашу традицию вошло именование Мстислава Мстиславовича Торопецкого-Новгородского-Галицкого князя Мстиславом Удалым, но, в общем, в более ранних свидетельствах о нём, и это, несомненно, правильно, он именуется Удатным. То есть, удачливым.
Д.Володихин:
- То есть, «удалой» – человек, исполненный ратного искусства, задора… такой… супербоец. «Удатный» – это человек, у которого есть либо какая-то, химически чистая, удача, либо которому Бог помогает. Уж не знаю, что тут правильнее – языческое понимание вопроса, или христианское.
Так, к чему, собственно, ближе восприятие современников?
С.Алексеев:
- Мы мало что можем сказать о том, как Мстислава воспринимали именно современники, за исключением тех, кто его очень любил, а именно – граждан Господина Великого Новгорода.
Самый ранний источник, содержащий сведения о нём, это официальная новгородская летопись, новгородского Дома Святой Софии, которую мы называем новгородской первой летописью. И, собственно, в том виде, в котором она до нас дошла, она составлена… ну… всего через несколько лет после его смерти. Так, что, фактически, его современником.
Д.Володихин:
- Так… и – восприятие его?
С.Алексеев:
- Восприятие его там – сугубо положительное. Мстислава в Новгороде любили, ценили, приняли своей волей, хотя и по его инициативе, и не хотели отпускать. С ним связан целый ряд, действительно, значительных удач военных для новгородцев. Кроме того, он очень хорошо разбирался в новгородской политике, и умел ладить с различными боярскими партиями – ну… иногда – добром, иногда – не очень добром, но ладить умел.
Д.Володихин:
- Ну, хорошо. Тогда – что у нас получается?
Летопись, составленная, в общем-то, представителями Церкви…
С.Алексеев:
- Да.
Д.Володихин:
- … летопись, в которой должен преобладать христианский взгляд на людей, на историю, на этику… и когда Мстиславу Мстиславичу дают прозвище «Удатный» в такой летописи, это, скорее всего, свидетельствует о том, что, с точки зрения автора летописи, а, может быть, и всего новгородского общества, Господь посылает ему удачи.
С.Алексеев:
- Безусловно, именно так в летописи и воспринимается, и, более того, подчёркивается несколько раз.
Д.Володихин:
- А через него – и самому Господину Великому Новгороду.
С.Алексеев:
- Разумеется.
Д.Володихин:
- Ну, хорошо… Давайте, мы отступим на шаг от его имени, прозвища, от восприятия современниками – вернёмся в наше время.
Нашему радиослушателю, когда речь заходит о Мстиславе Мстиславиче, что надо, в первую очередь знать, что должно всплывать в голове, какова, своего рода, визитная карточка этого князя – по его характеру, или по его деяниям?
С.Алексеев:
- Очень трудно судить людей той эпохи из нашего сегодняшнего дня… хотя, конечно, наша политика, на самом деле, не сильно гуманнее средневековой – она просто… тоньше.
Д.Володихин:
- Я вообще не уверен, что она гуманнее.
С.Алексеев:
- Вот… нет… ну, она, конечно, не гуманнее.
Мстислав был чадом своего века, своей эпохи. Он родился, вырос, совершал свои деяния воинские, ратные в эпоху, когда русские воевали с русскими постоянно.
Д.Володихин:
- То есть, в эпоху бесконечных княжеских междоусобных войн.
С.Алексеев:
- Междоусобных войн князей, войн, между городами, когда города, с уверенностью, и со знанием «своей правды», поддерживали своих князей – особенно, это, как раз, Новгорода и касается. Если князь приходился по новгородцам, как пришёлся Мстислав.
Д.Володихин:
- «Потянем, новгородче, за князя нашего!»
С.Алексеев:
- Но, а иногда – и князь за Новгород. Как, собственно, во время трагической Липецкой битвы, когда, собственно, Мстислав… ну, конечно, вступился за свою княжескую честь, но и за интересы новгородцев…
Д.Володихин:
- Это – будет особый эпизод нашей беседы…
С.Алексеев:
- … которых считал пострадавшими – которые сами себя считали пострадавшими несправедливо в этой ситуации.
Д.Володихин:
- Доберёмся до этого! Ну, так вот – его визитная карточка. Как дитя своего века, он – что?
С.Алексеев:
- Он, прежде всего, воин.
Д.Володихин:
- То есть, о нём надо знать следующее: это князь-воин. Главное слово в его жизни.
С.Алексеев:
- Безусловно.
Д.Володихин:
- Хорошо. Ну, а теперь давайте попробуем подойти к его судьбе от истоков, от корней.
К тому времени, когда он появился на свет Божий – это ведь середина XII века…
С.Алексеев:
- Это – позже. По всей видимости… ну… как полагают, исходя и из его упоминаний в летописи, и из его имени, которое очень необычно было дано – в честь отца… вероятнее всего, он был посмертным ребёнком, и родился в 1176 году, если не… там… в следующем году.
Д.Володихин:
- Последняя четверть XIIвека. Ну… тем более! К тому времени – продолжаю я – Рюриков род разветвился на огромное количество самостоятельных уже, фактически, семейств, и принадлежность к одному семейству давала определённые позиции при начале биографии, давала возможность претендовать на определённые княжеские столы, или княжения, или – не давала таких возможностей. Многое зависело от того, какой ребёнок своего отца – старший, младший… ребёнок это младшего из князей, предыдущего колена, или старшего, и ещё от множества вещей.
Вот, собственно, в каком семействе появился на свет Мстислав Мстиславич, и что это было за дитя по перспективам, которые давала ему кровь – то есть, право рождения.
С.Алексеев:
- Ну, семейство-то было – одно из самых влиятельных на Руси. Ну… правильней сказать не «семейство», а «клан» – Смоленские Ростиславичи, потомки одного из сыновей Мстислава Великого, внука Владимира Мономаха, первого Великого Смоленского, и одного из Великих Киевских князей, Ростислава Мстиславича.
Мстислав Удатный приходился ему внуком. Но он приходился внуком от одного из младших его детей, тоже весьма прославленного полководца, тоже прославившегося, в том числе, на Новгородском княжении, Мстислава Храброго.
Родовым уделом Мстислава Удатного был Торопец, в Смоленской земле, но и он ему не достался сразу, поскольку он не был старшим сыном.
Д.Володихин:
- То есть, иными словами, получается, так: дедушка – великий человек, папа – ну, не такой великий, но – крупный, сынок его – при том, ещё и не старший сынок, ещё и посмертный, последыш, поскрёбыш – явно со всеми перспективами, ведущими его к тому, что он затеряется в толпе младших сыновей, а может и вообще стать князем-изгоем, сесть на каком-нибудь мелком, или мельчайшем, уделе. И вот – Вы расскажете потом, как ему, всё-таки, достался Торопец – не сразу.
Ведь, даже то, что ему Торопец достался – это, ведь, совсем не какая-нибудь великая удача, на фоне княжения в самом Смоленске, или в Полоцке, или во Владимире, в Киеве, в Чернигове. В общем – по тем временам, Торопец – город богатый, но, всё-таки, второго ряда.
С.Алексеев:
- Мстислав Удатный, в общем, был князем… ну… насколько эпоха усобиц позволяла, достаточно нравственным, по отношению к собственной родне.
Он никогда не воевал – ни за Смоленск, ни за Киев, никогда не пытался отнять их у своей родни. Если и воевал за Киев, то вместе со своей роднёй, против других княжеских семейств.
Д.Володихин:
- Скажем так, с ближней роднёй. Потому, что все остальные – тоже ветви Рюрикова рода, но они – подальше, подальше…
С.Алексеев:
- Да, верно. Он, действительно, получил небольшой удел. Это было вполне естественно. Киев, в общем, находился в сфере интересов Ростиславичей, и, на момент, когда получил свой удел там, в Киевской земле, Мстислав Мстиславич, на престоле Киевском сидел его дядя, Рюрик Ростиславич, и получил он от него в удел небольшой город, как тогда говорили, в «Русской земле», в узком смысле слова, то есть – в окрестностях Киева, и в киевско-степном пограничьи – Триполь.
Д.Володихин:
- Ну, что ж… вот, на этой фразе, рассказывающей о начале карьеры князя, который будет, какое-то время, потрясателем Руси, мы прервёмся для того, чтобы в эфире прозвучала музыка из оперы Александра Порфирьевича Бородина – как вы помните, там присутствует некий князь Галицкий, и, через несколько ходов в шахматной партии нашей беседы, мы доберёмся до Галича. Поэтому, я, с полным на то основанием, прошу включить эту мелодию.
-МУЗЫКА-
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
Д.Володихин:
- Ну, что же, дорогие радиослушатели… Вы услышали мелодию, которая явно ведёт нас к мотивам средневековой русской культуры, к эпохе междукняжеских усобий, в полной мере, и, я думаю, прониклись духом, который был близок людям того времени – ну, как их воспринимали композиторы XIX столетия.
Поэтому, самое время напомнить мне, что это – светлое радио, радио «Вера», в эфире – передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. Мы обсуждаем биографию Мстислава Мстиславича Удатного ( всё-таки ) с замечательным историком, доктором исторических наук, главой историко-просветительского общества «Радетель» Сергеем Викторовичем Алексеевым.
Мы добрались до маленького удела на Киевщине – Триполя ( илиТреполя ). Я так чувствую, что недолго наш с вами герой там просидел.
С.Алексеев:
- Ну, что такое – недолго? Он просидел там 10 лет. Во всяком случае, не меньше.
Д.Володихин:
- Значит, всё-таки, он не так торопился в бой, как ему приписывают.
С.Алексеев:
- Но и значительную часть этого времени он именно в боях и провёл.
Первое его упоминание связано с походом на половцев… собственно, первые два его упоминания связаны с походами на половцев в 90-е годы XII века, а в дальнейшем ему пришлось поучаствовать, вместе со своей роднёй, в кровавой и стоившей страшного разорения Киеву распре за Киевский престол с Ольговичами – то есть, Черниговскими князьями.
Д.Володихин:
- Во всяком случае, он не столько воевал за престол для себя, сколько воевал там, и против того, как указывали ему его старшие родственники…
С.Алексеев:
- Верно! Но, собственно, судьба сложилась так, что один из главных противников его семьи в этот период – Черниговский князь Всеволод Чермный, то есть, Красный, или даже – Красивый, станет, в дальнейшем, одним из его… таких… постоянных противников. Он несколько раз потом встречался с ним на поле брани, в разных ситуациях.
Но это объяснялось, опять же, тем, что Ольговичи и Ростиславичи боролись друг с другом за южно-русские земли постоянно.
Д.Володихин:
- Как поётся в популярной песне: «… это – наша судьба, жить не можем иначе…»
С.Алексеев:
- Ну, верно…
Д.Володихин:
- Ну, что же? 10 лет он там отслужил своей родне. Родня его продвинула немного выше, или – сам?
С.Алексеев:
- И так, и так можно сказать. Дело в том, что в 1203 году Ростиславичи, на время, потерпели сокрушительное поражение на Киевщине, и вынуждены были покинуть Киевскую землю. Ну… придёт время – вернутся, но пока – так.
Д.Володихин:
- А потом – опять уйдут.
С.Алексеев:
- Но пока – так. Поэтому, Мстислав лишился своего удела, как и другие представители… младшие представители его семейства, и, через несколько лет, по наследству, по очерёдности, естественным порядком вещей, получил, всё-таки, свой отцовский Торопец. Произошло это в 1207 году, обычно как полагают.
Д.Володихин:
- Наверное, мысленно сказал: «Ну, слава Богу! Хоть сейчас-то…» Но Торопец – это, ведь, в общем… город богатый, но не из первостепенных, как уже говорилось, престолов.
С.Алексеев:
- Торопец был рядом с Новгородом. Ну, относительно рядом. Он был ближе к Новгороду, чем другие крупные города Смоленской земли. И имел с Новгородом традиционные связи – торговые и политические.
Мстислав Храбрый, отец Мстислава Удатного, как я уже сказал, он княжил в Новгороде и прославился там.
Через два года после того, как в Торопце оказывается Мстислав… ну, ещё не звавшийся «удатным», новгородцы решили, в очередной раз, избавиться от сурова, доминировавшего над их городом, Великого Владимирского князя Всеволода Большое гнездо.
Д.Володихин:
- С нашей точки зрения – государственника, который пытался, всё-таки, Русь направить по пути объединения. Но иго объединителя – нелёгкое иго.
С.Алексеев:
- И для новгородцев он, конечно, был, в первую очередь, не столько объединителем, сколько притеснителем и грабителем: и лучшими людьми помыкает, и требует участия в, далеко не всегда интересных Новгороду, своих военных предприятиях, и, вообще, диктует городу, как жить.
Д.Володихин:
- Ну, да… мы хотим жить в своём углу, и по своей воле, чтобы никто к нам не совался, но давал бы нам войска, и оборонял бы нас от врагов.
С.Алексеев:
- Совершенно верно.
Д.Володихин:
- Дорогой князь, оказывай нам услуги! Мы даже готовы тебе немного заплатить, но вот – ради Бога – вот… чтобы ты вот вообще ни во что не совался! Там… есть Русь, а есть – мы. Мы, потихонечку, в сторонке…»
С.Алексеев:
- Ну… Руси, отдельной именно от Новгорода, на тот момент, к сожалению, не было.
Д.Володихин:
- Но, всё-таки, была обширная область проживания одной народности древнерусской…
С.Алексеев:
- Нет… но и было понимание Руси как единой земли, как единого государства даже, но новгородцы отличались, разве что, тем, что они князьями…
Д.Володихин:
- … помыкали…
С.Алексеев:
- … распоряжались, как угодно, тогда, как степень их независимости…
Д.Володихин:
- … а Всеволод помыкать собой не давал.
С.Алексеев:
- … да… тогда, как степень их независимости от Руси в целом была, к сожалению, не большей, чем, скажем, у Полоцка, у Галича, или у любого другого, вполне княжеского города Руси.
Время спокойно жить в своём углу, время от времени набегая на соседей, в том числе, и цивилизованных – причём, не только по суше на Русь, но и по морю, скажем, на Данию – оно ушло в прошлое. И, в общем, соседи заинтересовались этими землями, у которых не было никаких сильных покровителей и союзников, кроме Руси, которая, время от времени, брала дань с них ( когда они её давали ).
В низовьях Северной Двины высадились немцы, построили Ригу, и начали понемногу захватывать земли. А Датские короли расчистили от эстских пиратов Балтийское море, и сами стали высаживаться на эстских землях, захватывая и подчиняя, облагая данью местные племена. А вскоре уже начнут и крепости здесь строить.
Новгородцы, соответственно, не хотели проиграть в этой конкуренции – они уже не могли позволить эстам ( или «чуди», как говорили в Новгороде ) просто не платить дань.
И Мстислав совершает на непокорные племена два похода, в обоих одерживает победу, проходит территорию современной Эстонии до самого моря, в частности, захватывает очень крупную крепость эстских племён «Медвежью голову» («Оденпе»), и, на время, закрепляет эти земли за Новгородом. Собственно, до его ухода, немцы и датчане… ну… остерегались проникать вглубь эстских земель.
Д.Володихин:
- Ну, что же… успех, успех очевидный! И, на этой ноте, я, с воодушевлением, напомню вам, дорогие радиослушатели, что это – светлое радио, радио «Вера». В эфире – передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы обсуждаем историю подвигов и сражений Мстислава Мстиславича Удалого.
На минуту мы с вами прервём нашу беседу, чтобы вновь вскоре встретиться в эфире.
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
Д.Володихин:
- Дорогие радиослушатели, это – светлое радио, радио «Вера». В эфире – передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы, с замечательным историком, доктором исторических наук Сергеем Викторовичем Алексеевым, главой историко-просветительского общества «Радетель» и специалистом по истории русского средневековья обсуждаем биографию древнерусского князя Мстислава Мстиславича Удатного – человека, который крепко послужил новгородской вечевой республике.
Продолжим. Собственно, два больших похода, две удачи – ну… они, в какой-то степени, приостанавливают натиск зарубежных сил, и показывают то, что Новгород ищет… ну… своего рода, сферу влияния в этом районе, и готов за неё драться.
С.Алексеев:
- Верно. Но, в скором времени, дела позвали Мстислава Удатного снова на юг. Дела, в лице его родни, которая по-прежнему тягалась за южно-русские столы, и, прежде всего, за Киев, с тем самым Всеволодом Чермным.
К этому времени, весь юг Руси был охвачен… ну… просто страшной по масштабам междоусобной гражданской войной, в которой участвовали и зарубежные силы. Её эпицентром был Галич – собственно, город, ставший, к этому времени, выморочным уделом…
Д.Володихин:
- Давайте, уточним… Галич Южный…
С.Алексеев:
- Галич Южный.
Д.Володихин:
- Не Галич Мерьский, а Галич Южный.
С.Алексеев:
- Галич Южный, исторический центр той области, которая получила, в дальнейшем, название Галиции.
Д.Володихин:
- Ну, и место – будущее место княжения – знаменитого Даниила Галицкого.
С.Алексеев:
- Верно! Который тогда был ещё очень юн.
Галичская династия прервалась ещё в конце XII века. Городом завладел сильный князь, объединитель южно-русских земель, Роман Волынский – Роман Мстиславич, отец упомянутого Вами Даниила. Но в 1205 году он погиб в столкновении с поляками. И, после этого, за Галич, а, отчасти, и за Волынь – но в большей степени именно за Галич, где законных претендентов, фактически, не было – кто смел, тот и съел – началась междоусобица, втянувшая почти все княжеские дома Руси, а также Польский и Венгерский правящие дома.
Д.Володихин:
- Ну, это – лакомый кусок: богатый город, богатая земля, великолепный климат – в общем, Галич стоил того, чтобы за него сражаться. В представлении людей того времени.
С.Алексеев:
- Всеволод потерял в борьбе за Галич трёх родственников – сыновей знаменитого героя «Слова о полку Игореве» Игоря Святославича, князя Новгорода-Северского, которые, по матери своей, Ярославне, имели какие-то права на Галицкий стол, или, по крайней мере, так считали. Эти права довели их до того, что галичане их повесили.
Д.Володихин:
- Ну, скажем так… Чернигов должен был либо отступиться, либо голову сложить в этой борьбе за Галич.
С.Алексеев:
- В гибели родни Всеволод обвинил Ростиславичей…
Д.Володихин:
- … то есть, Смоленский князей, родню нашего героя.
С.Алексеев:
- Вот. Но насколько для этого есть основания – сложно сказать. Значительная часть наших источников – поздние. Но, во всяком случае, это подкинуло хвороста в костёр разгоравшейся борьбы между ним и Ростиславичами за Киевский престол.
Д.Володихин:
- Но, а наш-то герой, Мстислав Мстиславич – каким боком…
С.Алексеев:
- Он был призван своей роднёй на помощь, и с торопчанами, и с новгородцами направился в Киевскую землю.
Д.Володихин:
- И здесь новгородцы за своего князя «потягли», как тогда говорили!
С.Алексеев:
- Потягли. Нельзя сказать, что с большой охотой, но он и не слишком Новгород напряг.
Д.Володихин:
- Ну, а… очевидно, и зипунов пообещал.
С.Алексеев:
- Более того, был такой эпизод. Новгородцы и смоляне между собой повздорили, в процессе похода. Новгородцы за себя постоять смогли, одного смолянина убили. Князь, видимо, заступился за своё воинство перед роднёй, а родня решила, что с его воинством, всё-таки, лучше. И поэтому, никто не пострадал в дальнейшем.
Поход был победоносен, и, в значительной степени, благодаря новгородцам и князю – ну, по крайней мере, так рисует дело новгородская летопись, и другие ей не противоречат.
Д.Володихин:
- Буйные воины севера!
С.Алексеев:
- Всеволод, в итоге, был вынужден отступиться от Киева, а на престоле Киевском был посажен представитель Волынских Мономашичей – то есть, родственников, в общем, Смоленских Ростиславичей, хотя и не из их семьи – на время.
Потом на Киевском престоле оказывается уже прямой Ростиславич, двоюродный брат нашего героя, и тоже Мстислав – Мстислав Романович.
Д.Володихин:
- Так… мы сейчас в них запутаемся. Главное, помнить, что война принесла Смоленским князьям успех. Они посадили свою марионетку в Галиче, сами вступили в Киев, и тут-то наступает время, когда нашему герою пора бы получить награду.
С.Алексеев:
- Награду он, собственно, и получил. Поскольку, при перераспределении уделов, его направляют родичи в Галич. Правда, не ясно, доехал ли он туда. Потому, что дела очень скоро позвали его обратно в Новгород.
Д.Володихин:
- Но, так или иначе, формально он стал Галицким князем. Сохранил он при этом Торопец, или нет?
С.Алексеев:
- Торопец он сохранял, как свой тыл, на протяжении всей этой истории. Ну, а, кроме того, в Киеве – повторяю, это важно на будущее – оказался на княжении, в итоге, после всех перестановок, его двоюродный брат – в дальнейшем, ближайший союзник и тёзка – Мстислав Романович.
Д.Володихин:
- То есть, иными словами, Смоленские князья находятся в состоянии боевого триумфа. Один из самых великих воинов – Мстислав Мстиславич Удатный – имеет под рукой свой наследный Торопец, имеет права княжения в Новгороде, и получает ещё жирный кусок чернозёма южного – Галич.
Ну, он – один из самых богатых князей, на тот момент на Руси!
С.Алексеев:
- Совершенно верно! И, вообще, благодаря его удаче, Смоленские-то князья оказываются самым сильным княжеским домом на Руси.
Они держат Смоленск, они держат Киев, они держат Галич, и пытаются, через различные политические рычаги, контролировать Волынь, где сидит юный Даниил Романович, плюс – Новгород.
Д.Володихин:
- Но грядёт эпоха испытаний. Насколько я помню, в 1212 году, владыка всего северо-востока Руси Всеволод Большое Гнездо, бывший враг Новгорода, скончался. И его сыновья рассорились меж собою. Это привело к новой войне, и тут без Мстислава Мстиславича не обошлось.
С.Алексеев:
- Собственно, это те самые дела, которые помешали ему тогда утвердиться в Галиче.
У Новгорода вышел острый конфликт с Ярославом Всеволодовичем…
Д.Володихин:
- Один из младших детей Всеволода Большое Гнездо, отец Александра Невского, и – тоже, своего рода, кондотьер.
С.Алексеев:
- Князь Переяславский. И зять, только что ставший зятем, нашего героя.
Д.Володихин:
- Ох… все они – родня, и все они готовы друг другу головы посносить за княжеские столы. Вот христианский урок того времени!
С.Алексеев:
- Собственно, не успела юная дочь князя Торопецкого и Новгородского, а теперь ещё и Галицкого…
Д.Володихин:
- … превратиться из невесты в жену…
С.Алексеев:
- … превратиться из невесты в жену, как её молодой супруг вступил в острый конфликт с Господином Великим Новгородом, навязывая ему себя в князья.
Методы были традиционные для Владимиро-Суздальских князей – перенять торговые пути, закрыть подвоз хлеба.
Д.Володихин:
- Новгород обиделся крепко.
С.Алексеев:
- Новгород обиделся крепко, Новгород попытался прорвать блокаду, кончилось это для новгородцев пленением как многих знатных их на бою, так и пленением их посольств.
Новгород позвал с юга своего князя.
Д.Володихин:
- «Хватит баловаться, свою землю охабив, чужую хочешь под себя взять! Давай-ка, защищай нас!»
С.Алексеев:
- Ну, Мстислав прибыл, и разобрался в политической ситуации. Действия Ярослава он, конечно, воспринял как смертельную обиду, как вызов ему лично со стороны человека, за которого он только что отдал дочь.
Д.Володихин:
- «Новгород – мой. Куда ты лезешь?»
С.Алексеев:
- Примерно, так. Он, соответственно, рассмотрел происходящее во Владимиро-Суздальской Руси, и предложил союз противнику Ярослава и его старшего брата Юрия – их общему старшему брату Константину, князю Ростовскому.
Д.Володихин:
- То есть, иными словами, перед нами сейчас, дорогие радиослушатели, раскрывается полотно эпической войны различных субъектов Российской Федерации между собой. Новгородская область, в союзе со Смоленской областью, приняв, в общем, под себя ещё и Ростовский район… какой?... Владимирской, наверное, области… или Ярославской… да… вступает в войну с областью Владимирской в неполном составе. Значит, две области с третью воюют с двумя третями области. Ну… а там ещё – часть Московской области.
То есть, в общем, очень солидное получается побоище.
«ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧАС» НА РАДИО «ВЕРА»
Д.Володихин:
- Напоминаю, что это – светлое радио, радио «Вера». В эфире – передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы, с замечательным специалистом по истории русского средневековья, доктором исторических наук, Сергеем Викторовичем Алексеевым, обсуждаем биографию и ратные подвиги Мстислава Мстиславича Удатного.
Ну, что ж… не так много нам осталось до конца – всего минут двенадцать. Но, во всяком случае, за это время ряд очень ярких свершений, которые вышли, так сказать, из-под руки Мстислава Мстиславича, мы помянем. Одно из них, к сожалению, мрачное. Это – та катастрофическая битва на Липице 1216 года, о которой мы начали говорить ещё в первые минуты передачи.
С.Алексеев:
- Липицкая битва решила судьбу Владимирской земли, и завершила междоусобицу. Там Мстислав обеспечил победу себе и своему союзнику Константину…
Д.Володихин:
- … Новгороду, Смоленску…
С.Алексеев:
- Ну… Смоленск не участвовал, официально, во всём этом.
Д.Володихин:
- Но войска дал.
С.Алексеев:
- Новгород гордился этой победой. Новгородская летопись с торжеством заметила, что погибло всего несколько новгородцев, тогда как разбежавшаяся Владимирская рать гибла… там… в несметном числе..
Д.Володихин:
- То ли 9000, то ли 10000 полегло…
С.Алексеев:
- Ну… это, в поздних источниках появляющиеся, цифры, и они – сомнительные, прямо скажем. Но то, что потери были страшные, то, что битва была кровавая – это свидетельствуется всей исторической памятью о ней.
Д.Володихин:
- И, в общем, это – не в радость нам всем, русским, не в радость нам всем, христианам.
С.Алексеев:
- Конечно. Она так и запомнилась, как символ междоусобиц, накануне монгольского нашествия.
Так или иначе, Мстислав вернулся в Новгород с победой, и, в общем, примирив своей победой, принудив к миру Ярослава и Юрия с их братом Константином, и обеспечив Константину Великое Владимирское княжение.
В Новгороде это всё, конечно, добавило любви к нему, но, через несколько лет, он Новгород покидает – собственно, через 2 года он Новгород покидает окончательно. Поклонившись Великому Новгороду, попросив прощения, всё-таки, отправляется на юг, в Галич.
Д.Володихин:
- И будет у Ярослава Всеволодовича – его главного противника – час триумфа, когда он побудет в Новгороде князем.
С.Алексеев:
- Через некоторое время, действительно, он Новгород займёт.
Д.Володихин:
- Ну, вот… не так, прямо, сразу, но – будет.
С.Алексеев:
- Мстислав поступил честь честью, на его место был призван родственник из его же дома, из Ростиславичей, но… потом произошло то, о чём Вы говорите. А…
Д.Володихин:
- Слабак оказался родич.
С.Алексеев:
- Да… а Мстислав доказывал теперь свою удаль и удачу на другом конце Руси, в Галиче. И доказывал, надо отметить, в интересах всей Руси, поскольку главный его противник здесь был – венгерский королевич Андраш, претендовавший, при помощи многих галицких бояр, на Галицкий престол.
Мстислав дважды громил Андраша, дважды выбивал его из Галича. Действовал в союзе с Даниилом Романовичем Волынским, уже подросшим, за которого он выдал свою следующую дочь…
Д.Володихин:
- В будущем – Галицким.
С.Алексеев:
- В будущем – Галицким, но тогда – союзником законного, по его представлениям, Галицкого князя, своего тестя, Мстислава Удатного.
Потом они, правда, ещё повоюют, но это будет потом.
Д.Володихин:
- Мне кажется, тогда все друг с другом, хоть немного, да повоевали – время было такое.
С.Алексеев:
- Ну… если не воевал в пределах своей семьи, как Мстислав Удатный, то уже хорошо.
Д.Володихин:
- … уже хорошо.
С.Алексеев:
- Своей семьи, в узком смысле – своей ближайшей родни.
К началу 20-х годов, Мстиславу удалось выбить венгров из Галича окончательно – в 1221 году. Но, как потом выяснилось, опять же, на некоторое время. Но тогда это виделось, как очень большой успех, и Мстислав прославился на всю Русь, и считался сильнейшим – по крайней мере, воинской славой и воинской силой – среди южнорусских князей.
Мстислав Романович Киевский… где-то… ну… был бледен на его фоне, и полагался на союз с ним очень сильно. Что, собственно, и привело Мстислава Удалого, вместе со своим киевским союзником, на реку Калку в 1223 году.
Д.Володихин:
- «…когда явился народ неведомый из степей, зовомый «мунгалы»…»
С.Алексеев:
- Ну… чаще их тогда звали татарами.
Мстислав Романович выступил на Калку, ради своего тестя, половецкого хана Котяна, по его призыву. И Мстислав Мстиславич пошёл вместе со своим союзником. Но известно, что, в том числе, из-за разлада по тактическим вопросам, и по вопросам чести – кому идти вперёд между русскими князьями, а также из-за близорукости Киевского князя, который позволил войскам втянуться в погоню за монгольской конницей, русские потерпели поражение.
Д.Володихин:
- То есть, иными словами, время было такое, что даже совместный поход, которые раньше уж, как минимум, против половцев прекрасно получались, и тут – не вышел, не вытанцевался, принёс поражение, вместе победы.
С.Алексеев:
- Мстислав Удатный еле бежал из битвы…
Д,Володихин:
- Остался Удатным, потому, что остался жив, в отличие от некоторых других князей.
С.Алексеев:
- Ну, точно так же, и зятю его, Даниилу Романовичу, удалось, хотя и раненым выбраться. Но… вот, Мстислав Удатный, действительно не был и ранен, и успел вовремя впрыгнуть в ладью, и переправиться через реку, чего многим, даже из его родичей, не удалось.
Последние годы его жизни и воинской биографии прошли не столь славно. Он, собственно, был и… отчасти, подавлен первым, столь крупным, поражением в своей судьбе, и редко ходил в походы, ещё успешно воевал с венграми за Галич, но, в итоге, примирился с Андрашем Венгерским, выдал за него последнюю свою дочь, и, почувствовав приближение смерти, отказался, в пользу этого нового зятя от Галицкого стола.
Д.Володихин:
- То есть, почувствовал, что в таком состоянии здоровья, в котором он пребывал, сражаться не может. А наследников, которые могли бы заменить его в городе, не имел.
С.Алексеев:
- Сыновья его не пережили – ни один его сын. Ну… там… разные есть версии генеалогов, но, во всяком случае, ни один совершеннолетний его сын не мог принять, на тот момент, княжение.
С Даниилом Романовичем он рассорился в конце жизни – и они, вот, как раз, тогда и повоевали – поэтому, он отказался от Галича…
Д.Володихин:
- С чем же остался-то, на старости лет?
С.Алексеев:
- Прибыл в Киев, где построил Крестовоздвиженский монастырь, не сохранившийся до наших дней…
Д.Володихин:
- Остался с деньгами и верой.
С.Алексеев:
- … вот… в котором и принял схиму, незадолго до смерти. Видимо, не непосредственно в момент смерти, но даже – чуть раньше.
Д.Володихин:
- По большому счёту – честный человек, верующий, который хорошо понял урок, который преподал ему Господь Бог, и… в общем… по-своему искупивший свои грехи, воин. Ведь это – очень хороший финал для православного правителя.
С.Алексеев:
- Ну, в общем, да.
Д.Володихин:
- Давайте, всмотримся в это время ещё раз. Ведь, история – это, в какой-то степени, сборник притч Господа Бога.
Один из величайших воинов Руси, человек, который выиграл огромное множество сражений. Бился с половцами, венграми, бился с эстами, и, тем не менее, большую часть своей отваги, воинской энергии, искусства тактического потратил на сражения со своими единоверцами, со своими родичами – не самыми близкими, отдалёнными, но, тем не менее, со своими родичами, с русскими князьями, православными людьми. Потратил то, что ему дал Бог, на кровопролитие в родном отечестве. Это ведь, в общем, характеризует время страшно, трагично. Оно так нехорошо, что даже дар полководца ( то есть, защитника своей земли ) обращён был против своей же земли, и привёл, в конечном итоге, к тому, что пришёл иноплеменник из дальних степей, и порушил непрочный союз горделивых, честолюбивых князей, прекрасно дравшихся между собой, и не сумевших сговориться перед лицом общей опасности.
Не увидеть в этом урока Свыше, не увидеть в этом, в какой-то степени, попущение тяжких бед за грехи самих князей перед землёй, перед друг другом, это значит – быть слепцом. Это не только политика, это не история, исключительно социально-экономическая и военная, это, в какой-то степени, наверное, можно сказать, мистический, христианский оттенок в истории древнерусского общества.
И очень хорошо, что Мстислав Мстиславич, чувствуя, что рушится всё то достояние политическое и имущественное, которое он собирал, на протяжении всей жизни, мечом своим, избрал правильный выход. Отдал город своему брачному свойственнику, отдал деньги Церкви, отдал свою горделивую волю Господу Богу. Ну, согласитесь, мудрый человек!
Сколько ему оставалось после того, как он принял иноческий постриг?
С.Алексеев:
- Мы не знаем, как долго он пожил после этого. В принципе… ну… понятно, что это – короткий срок. То есть, он постригся, чувствуя приближение смерти. Мы мало знаем о его кончине. А умер он в 1228 или 1229 году.
Д.Володихин:
- Многие ли князья-кондотьеры шли его путём?
С.Алексеев:
- Ну… опять же, мы мало об этом знаем. Обычай принимать постриг перед смертью – он, как раз, и возник в XIII веке… ну… во всяком случае, именно уже как обычай. Но, в принципе, это ещё не было традицией в домонгольский период.
Д.Володихин:
- Иными словами, он, из общего множества Рюрикова рода, вываливается, как человек, который оказался – то ли тоньше сердцем, то ли острее умом, и, наверное, этот урок Небесный воспринявший гораздо ближе, чем остальные.
С.Алексеев:
- Может быть, так.
Д.Володихин:
- Ну, что же… вот с этим, христианским уроком – тяжёлым, потому, что сам-то Мстислав Мстиславич ушёл из жизни иноком, и дай Бог ему Божьего прощения за все эти смуты! Надо надеяться и молиться за него, чтобы с ним в посмертии всё было хорошо.
Но, с этим уроком, другие князья не распорядились никак. Минет менее 10 лет, и начнут они ложиться во сырую землю под саблями того самого неведомого народа, который придёт, как бич Божий, исправлять Русь, наказывать её за грехи тех, кто участвовал во всех этих чудовищных усобицах, и тех, кто опять не смог договориться пред лицом общего врага.
Сейчас мне осталось лишь, от вашего имени, сказать спасибо Сергею Викторовичу Алексееву за эту замечательную беседу о князе Мстиславе Удатном, и попрощаться с вами. Спасибо за внимание. До свидания!
С.Алексеев:
- До свидания!
Псалом 88. Богослужебные чтения

Что можно считать подлинным проявлением веры в Бога? Ответ на этот вопрос находим в 88-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 88.
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой».
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как поражённого; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет её, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоём радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоём радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознёс избранного из народа.
21 Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя, и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах».
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрёг завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад остриё меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моём от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Царь Давид — одна из центральных фигур священной истории Израиля. По масштабу своей личности, а также той роли, которую он сыграл в судьбе богоизбранной нации, он сопоставим разве что с Авраамом и Моисеем. Так же, как и с этими великими святыми, Бог заключил с Давидом Свой завет. Он обещал Давиду, что его царство будет стоять века, и все народы земли однажды признают в его потомке Помазанника Божия. Именно это держит в уме автор того псалма, который только что прозвучал. Поэтому первая часть псалма — это воспоминания о подвигах Давида и о тех обещаниях, которые ему дал Господь.
Однако во второй части псалмопевец сравнивает ситуацию великого царя и друга Божия с ситуацией того еврейского монарха, который находится на престоле Израиля после смерти Давида. Мы узнаём, что дела его не складываются. По косвенным признакам учёные-библеисты предполагают, что речь идёт о внуке Давида и сыне Соломона, Ровоаме. Он правил еврейским государством во второй половине 10 века до Рождества Христова. Во время его царствования на Иерусалим пошёл войной египетский фараон Шешонк I. Он смог войти в столицу и разграбить казну храма и царского дворца.
Псалмопевец был очевидцем всего этого. Он видел, как некогда могущественная держава распадается на части, как гибнет армия, как уводят в плен людей. И главный вопрос, который он задаёт, — долго ли ещё терпеть? Помнит ли Господь те обещания, которые когда-то дал Давиду? Восстановит ли Он былую славу Израильского народа? Несмотря на все эти вопросы, которые, казалось бы, могли бы свидетельствовать об отчаянии и разочаровании псалмопевца, он заканчивает свою молитву весьма неожиданно — «Благослове́н Госпо́дь вове́к! Ами́нь, ами́нь».
Вот оно подлинное проявление веры в Бога. Тяжёлые времена, скорбные обстоятельства, а с ними ропот и масса сомнений. Но за всем этим скрывается надежда, что Бог не оставит, не подведёт и будет в итоге верен Своему слову. И мы знаем, что Бог действительно не подвёл. Он исполнил Свои обещания. Возможно, не быстро и не таким образом, как представлял себе автор псалма. Но мы видим, что влияние образа царя Давида на человеческую культуру огромно. И самое важное — именно из его рода произошёл Тот, Кого мы называем Спасителем Мира, Мессия-Христос.
Псалом 88. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 88. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 88. На струнах Псалтири
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 "Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой".
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа - щит наш, и от Святаго Израилева - царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: "Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.
21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки - десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его - как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах".
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Универсальность благодарности. Наталия Лангаммер

Наталия Лангаммер
Я часто слышала, что в отношениях с Богом важна благодарность! Главное таинство Церкви называется «Евхаристия», что переводится с греческого языка, как благодарение.
Мы даже здесь, на волнах светлого радио, посвящаем теме благодарности целые программы. Важная добродетель. Я в этом никогда не сомневалась. И да, я была благодарна Богу за жизнь и за заботу.
Но в одной из программ услышала рассказ, как человек благодарил Бога, когда его везли в скорой. За всё: за врачей, которые поставили диагноз и опекают, за учёных, которые разработали лекарства, за инженеров, создавших машину, которая везет в больницу, за водителя, который ее ведёт.
И вдруг слова о том, что благодарение нужно нам самим как лекарство я услышала по-новому. Еще мне понравилась идея каждый день писать записки, за что ты благодарна, и складывать в коробочку. А в моменты печали доставать их и читать. Много-много бумажек.
После записи программы я ехала домой полная решимости начать благодарить Господа не в общем, а конкретно. Вечером на молитве стала перечислять, что именно вызывало у меня чувство благодарности. Получилось долго и эмоционально.
Внимание концентрировалось не на том, что беспокоило, что не нравилось, как прежде, а на хорошем. Как много, оказывается, у меня в жизни хорошего! В десятки, нет, в сотни раз больше негативного. Прежде никогда не проговаривала себе, что именно так прекрасно в моем мире. Молитва наполнилась новыми словами.
На следующий день случились неприятности, и я попробовала поблагодарить Бога за них! Сердце наполнила радость! Благодарение помогло принять эти обстоятельства как дар Божий, как лучшее, что могло со мной произойти. Ведь Бог всегда дает нам лучшее из всех вариантов. Благодарность породила смирение!
В последующие дни, когда появлялась тревога, что что-то пойдет не по моему плану, начинала благодарить. И ясно осознавала, что произойдет только самое полезное. Ведь каждую деталь моей жизни Господь контролирует.
В какой-то из дней я разозлилась на опоздание курьера. Но начала благодарить за это Бога. Гнев мгновенно прошел. Перевела чаевые курьеру. Мне так легко на душе. Пусть и другому человеку станет полегче. Наверняка он устал ездить по району на велосипеде.
К концу недели эксперимента поняла, что благодарность — универсальное решение и действительно — лекарство для души! Благодаря Бога, ощущаешь его промысл во всех обстоятельствах жизни.
Печаль превращается в радость, тревога в спокойствие, гнев в сострадание, жадность в щедрость, лень в желание делать добрые дела. Перечислять можно долго.
Теперь при малейших признаках потери мира в душе я хватаюсь за благодарность. И этот вид молитвы так прекрасен! Слава Тебе, Господи! И дальше — сладкие минуты благодарения, упования и доверия!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение