Что такое остеопатия и в каких случаях она применима для новорожденных детей? Об этом в программе «Материнский капитал» расскажут акушерки и остеопаты Юлия Постнова и Ольга Росина.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях самые дорогие люди – это директор родительской школы «Драгоценность» акушерка Юлия Постнова, здравствуйте, Юлия!
Ю.Постнова
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Акушерка и остеопат, я забыла добавить. И акушерка и остеопат Ольга Росина, здравствуйте»
О.Росина
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Скажите, пожалуйста, вы как акушерки, как остеопаты, видите женщин не только до родов, но и после, и также наблюдаете какое-то время младенцев после их рождения. Может ли остеопатия помочь младенцам в первые дни их жизни в решении каких-то их младенческих проблем.
Ю.Постнова
— Конечно, во первых, не в первые дни, а в первые часы, чем раньше обратится женщина к остеопату с младенцем, чем лучше можно решить его проблемы, если они существуют, но, как правило, они все-таки существуют, потому что любые роды – это большой для ребеночка труд, и в этом таком нелегком для него труде, он, конечно, иногда повреждается, а иногда повреждается очень сильно. Вот и остеопатия может помочь, даже больше, чем любой другой доктор в первые часы даже жизни.
С.Бакалеева
— А что, какие проблемы может решить остеопатия?
Ю.Постнова
— Ну это в первую очередь проблемы родовой травмы, потому что роды сейчас бывают гладкими, как раньше говорили, в поле родила, да.
С.Бакалеева
— С другой стороны мы не знаем, насколько гладкими были те роды.
Ю.Постнова
— Ну да, во-первых, не все роды и тогда были гладкими, даже в прошлых веках, поэтому у бабок повитух во всех странах мира существовала традиция коррекции ребенка.
С.Бакалеева
— То есть, они были остеопатами немножко?
Ю.Постнова
— Ну они немножко были такими народными остеопатами, то есть методы такой правки ребенка, они правили как-то детей, их корректировали, особенно это касалось головы, шеи, ну и не только. Но до нас, к сожалению эти традиции дошли в очень минимальном виде, потому что повитухи пропали до того, как мы начали заниматься сами этим делом, акушерством, но зато мы успели закончить сейчас остеопатическую школу несколько лет назад и с удовольствием работаем с малышами в первые часы их жизни. Это могут быть и стремительные роды. В стремительные роды, кстати, больше даже травмируется ребенок, чем в родах затяжных.
С.Бакалеева
— Хотя. Казалось бы, легко, быстро.
Ю.Постнова
— Для мамы – это легкий быстрый процесс, она как бы легко отделалась, а для ребенка это может обернуться тяжелейшей травмой, потому что он не успел сделать физиологические движения, когда стремительно рождается, он не успевает сделать физиологические движения, которые ему положено сделать по его биомеханизму. То есть, он не успел выполнить весь биомеханизм, который заложен в его рождении.
С.Бакалеева
— То есть, роды – это та программа, которую нужно выполнить целиком от и до, не стараться…
Ю.Постнова
— Да, то есть, ему нужно сделать сгибание целиком, потом ему нужно повернуться, потом ему нужно сделать разгибание, потом опять повернуться, уже плечиками и уже выйти. И бывает, что в затяжных родах, маме они как будто тяжелее, там, потуги, она долго тужится, ребенок тоже преодолевает сопротивление, но тем не менее, все-таки он успевает и согнуться, и потом разгонуться и так далее, а в стремительных родах он часто не успевает это сделать и у него очень идет большая нагрузка на шейный отдел позвоночника, которая на череп, на затылочную кость, на низ затылочной кости, а там проходит у нас шесть пар черепно-мозговых нервов, которые как раз отвечают за очень многие функции именно в младенчестве – это сосание, это глотание, в последствии, это речь, и ребенок даже бывает после стремительных родов плохо сосет, не может грудь правильно взять, не может получить достаточного количества молока. И вот такие вот проблемы, конечно, очень хорошо решаются остеопатическим способом.
С.Бакалеева
— А если мама уже оказалась дома, уже прошло может быть даже несколько дней после родов, на что ей обратить внимание? В каком случае обратиться к остеопату?
О.Росина
— Ну, если ребенок плохо сосет, она видит, что он взял грудь, пососал немножко и кричит, или он очень больно хватает грудь и ей причиняет это серьезные неудобства, он плющит сосок – это тоже причина.
С.Бакалеева
— А что вы будете делать тогда?
О.Росина
— Мы будем смотреть, что ему не позволяет нормально открывать рот, какие связки, в ротовой полости, конечно. Может быть там с затылком работать, надо смотреть, где проблема. Если ребенок очень беспокойный, плачет, кричит, это тоже в общем-то знак того, что ребенка нужно показать остеопату. Если у него деформирована голова, тоже обязательно, лицо ассиметричное, тоже.
С.Бакалеева
— Даже такие вещи поддаются коррекции?
О.Росина
— Это в первую очередь, что мама увидит и на что она обратит внимание.
С.Бакалеева
— А скажите, пожалуйста, нельзя ли случайно попасться на какого-то самозванца остеопата, как вообще определить, это настоящий остеопат, если человек заявляет: «Я остеопат».
О.Росина
— Ну у него должен быть диплом остеопатической школы, их не так много, основные школы, головные, так сказать, они находятся в Питере, и Питер был, таким, ну Санкт-Петербург, первым городом, в котором остеопатию приняли, у нас филиалы в Москве этих школ. Он должен состоять в реестре остеопатов и этого человека можно посмотреть в интернете в реестрах.
С.Бакалеева
— То есть, это в открытом доступе такой реестр?
О.Росина
— Да, конечно, в каждой школе существует такой реестр. У себя уважающего остеопата, обычно висят дипломы его повышения квалификации на стенке. Потому что остеопат – это человек еще, который постоянно учится, постоянно совершенствуется. Невозможно… ну сложно работать, находясь только с сами собой и пациентами, остеопат, помимо того, что набирается новых знаний, он еще и постоянно должен работать над собой, поэтому он ездит часто на какие-то семинары, учебы, обменивается опытом, набирается нового опыта. Обычно дипломы они вешают, не стесняются своих регалий, это тоже в общем говорит о его статусе.
С.Бакалеева
— Если младенец наблюдается о остеопата, можно ли обойтись без обычного массажа классического, который раньше назначали педиатры?
Ю.Постнова
— А это можно спросить у остеопата, часто остеопат советует массаж, как дополнительную помощь своей работе.
С.Бакалеева
— Одно другого не отменяет, да?
Ю.Постнова
— Не отменяет.
С.Бакалеева
— А как часто показывать ребенка остеопату по мере его роста?
О.Росина
— Ну, часто остеопат сам подскажет, когда лучше ребенка принести следующий раз, потому что это будет зависеть от сложности проблемы.
С.Бакалеева
— А если нет проблем, нужно ли время от времени показывать?
О.Росина
— В первый год жизни – это такие ключевые месяцы, в которые хорошо бы показать ребенка остеопату – в первый месяц после рождения, когда, ну, так сказать, остеопат смотрит последствия родов, как ребенок их пережил – это 4,5-5 месяцев, когда ребенок начинает, уже может переворачиваться…
С.Бакалеева
— То есть, начинает активное движение такое?
О.Росина
— Начинает активное движение и пытается присаживаться, это 7-8 месяцев, когда ребенок уже ползает. Я понимаю, что многие детишки начинают все это делать раньше, но дело в том, что если они этого не делают к этим срокам, то это уже повод для того, чтобы остеопат посмотрел на малыша, ну и к году, когда ребенок уже пробует ходить и уже у него формируется осанка, и остеопат смотрит уже, как у него все сформировано, насколько правильно.
С.Бакалеева
— А как Вы думаете, когда-нибудь такой остепатический прием войдет в общую диспансеризацию, в перечень необходимых осмотров?
О.Росина
— Ну, пока мы только мечтаем, что остеопат будет нормальным членом акушерской команды в родовспомогательном учреждении – это было ба замечательно. Потому что это самое главное, наверное, в остеопатии существует такое мнение, что ребенок, показанный сразу после родов остеопату, ну, как бы, уже избавлен очень от многих проблем. Потому что, если эти вещи запускать, то потом вся эта проблема будет лечиться гораздо дольше.
С.Бакалеева
— А почему так важно именно в первые часы показать?
О.Росина
— Достаточно быстро идет окостенение костей, ну все, все равно в определенные сроки, но проблему гораздо проще исправить, когда она только случилась.
С.Бакалеева
— А сейчас пока как ваши коллеги относятся к вашей остеопатической практике?
О.Росина
— В том месте, где мы работаем, в центре подготовки к родам, все очень хорошо понимают, что такое остеопатия и нас, конечно, поддерживают.
С.Бакалеева
— Нет, я имею в виду тех людей, которые не занимаются остеопатией, другие акушеры, может быть, в принципе какое отношение к такому подходу остеопатическому?
О.Росина
— Ну, по крайней мере с интересом, это очень радует.
Ю.Постнова
— Разное отношение, есть такие неврологи, которые увидев результаты остеопатические на детках, то есть приносят детей с неврологическими проблемами к неврологу, и он смотрит и удивляется, что без лекарств, например, очень многие проблемы решены. И тогда он проникается этим методом и посылает специально к остеопату и уже идет поток от неврологов. А есть врачи, которые с очень большим скепсисом относятся к этому методу работы, считают, что это шарлатанство, что вот… не верят тому, что можно вообще двигать костями, двигать тканями и подходят к системе организма человека очень так закостенело и считают, что анатомия не может двигаться, не воспринимают, как живой организм и кости, и внутрикостное пространство. Это действительно очень трудно, это не то, чему учили в институтах, очень трудно это принять.
С.Бакалеева
— То есть, нужно какую-то революцию в голове?
Ю.Постнова
— Да, нужно в мышлении какую-то революцию совершить, но вот с чем я столкнулась, что врач думающий когда, любой, терапевт, невролог, там педиатр, вот если это думающий врач, который все время хочет сам развиваться, идти вперед и открыт для нового, то всегда остеопатия им приветствуется в конце концов. Например, даже сразу будет неприятие, но всегда приветствует, даже зубные, стоматологи, потому что в стоматологии же тоже остеопатия активно используется.
С.Бакалеева
— Серьезно, то есть, можно лечить зубы с помощью остеопатии?
Ю.Постнова
— Не зубы с помощью остеопатии, а можно готовить челюсть к лечению у стоматолога. И очень многие сейчас стоматологические клиники, они держат, в кавычках, у себя остеопата, потому что и после лечения, и до лечения всегда идет такой все-таки… лечение зубов, оно связано с травмой челюсти, в любом случае, потому что человеку приходится даже рот открывать…
С.Бакалеева
— Неестественно долго держать….
Ю.Постнова
— Не просто челюсть…
О.Росина
— Конечно, .это реабилитация.
Ю.Постнова
— Не просто челюсть, но и черепа тоже, то есть, там весь череп надо уже смотреть, насколько он изменился после зубоврачебного кабинета и очень многие стоматологи продвинутые, такие, что они открыты новому, это понимают. Но не все, так же и в любой профессии в том числе в педиатрии, в неврологии, вот есть разные виды мышления у врачей, которые категорически не приемлют и стоят на своих позициях закостенело, а те, которые открываются и наоборот радуются, что появился новый метод, который наоборот может помочь деткам.
С.Бакалеева
— А можете вспомнить самый удивительный случай на ваших глазах в остеопатии, ну, это может быть не сразу, не мгновенный результат, который со временем показала остеопатия?
Ю.Постнова
— Связанный с детьми?
С.Бакалеева
— Да.
Ю.Постнова
— Ну, конечно, это всегда касается детей, которые тяжело родились, то есть, ребенок не сосал, действительно был такой случай, когда очень сильная была родовая травма, были долгие потуги, ребенок был очень крупный, и родился, он очень вяло шевелил шеей, стонал, постанывал, и через два часа уже после сеанса остеопатии, он уже сосал грудь, порозовел, расправилась у него головка и вот чудесным образом так вот, как бы отошел от родов, хотя понятно было, что если бы не было этой помощи, то ребенка пришлось бы положить…
С.Бакалеева
— В больницу, да?
Ю.Постнова
— Это была больничная ситуация, да, такая, неврологические проблемы достаточно у него были серьезные, могли бы быть потом, потому что с каждым часом проблема может усугубляться, поэтому очень важно именно в первые часы при травмах. Во Франции в каждом роддоме остеопат в штате существует.
С.Бакалеева
— Вот так, то есть это уже на каком-то государственном уровне поддержка?
Ю.Постнова
— На государственном уровне, да, там всегда при каждом роддоме есть штатный остеопат, который тут же работает с детьми, которые родились, особенно, если срочная нужна помощь такая остеопатическая, то всегда можно к нему обратиться. Мы бы конечно очень мечтали, чтобы в наших роддомах тоже появится такая штатная должность, тогда и акушерство бы подобрело!
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Юлия, спасибо Ольга. У меня в гостях были акушеры-остеопаты Юлия Постнова и Ольга Росина. И они говорили о том, что мечтают, чтобы в каждом доме появился свой остеопат, всего хорошего, до свидания.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











