Что такое остеопатия и в каких случаях она применима для новорожденных детей? Об этом в программе «Материнский капитал» расскажут акушерки и остеопаты Юлия Постнова и Ольга Росина.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях самые дорогие люди – это директор родительской школы «Драгоценность» акушерка Юлия Постнова, здравствуйте, Юлия!
Ю.Постнова
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Акушерка и остеопат, я забыла добавить. И акушерка и остеопат Ольга Росина, здравствуйте»
О.Росина
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Скажите, пожалуйста, вы как акушерки, как остеопаты, видите женщин не только до родов, но и после, и также наблюдаете какое-то время младенцев после их рождения. Может ли остеопатия помочь младенцам в первые дни их жизни в решении каких-то их младенческих проблем.
Ю.Постнова
— Конечно, во первых, не в первые дни, а в первые часы, чем раньше обратится женщина к остеопату с младенцем, чем лучше можно решить его проблемы, если они существуют, но, как правило, они все-таки существуют, потому что любые роды – это большой для ребеночка труд, и в этом таком нелегком для него труде, он, конечно, иногда повреждается, а иногда повреждается очень сильно. Вот и остеопатия может помочь, даже больше, чем любой другой доктор в первые часы даже жизни.
С.Бакалеева
— А что, какие проблемы может решить остеопатия?
Ю.Постнова
— Ну это в первую очередь проблемы родовой травмы, потому что роды сейчас бывают гладкими, как раньше говорили, в поле родила, да.
С.Бакалеева
— С другой стороны мы не знаем, насколько гладкими были те роды.
Ю.Постнова
— Ну да, во-первых, не все роды и тогда были гладкими, даже в прошлых веках, поэтому у бабок повитух во всех странах мира существовала традиция коррекции ребенка.
С.Бакалеева
— То есть, они были остеопатами немножко?
Ю.Постнова
— Ну они немножко были такими народными остеопатами, то есть методы такой правки ребенка, они правили как-то детей, их корректировали, особенно это касалось головы, шеи, ну и не только. Но до нас, к сожалению эти традиции дошли в очень минимальном виде, потому что повитухи пропали до того, как мы начали заниматься сами этим делом, акушерством, но зато мы успели закончить сейчас остеопатическую школу несколько лет назад и с удовольствием работаем с малышами в первые часы их жизни. Это могут быть и стремительные роды. В стремительные роды, кстати, больше даже травмируется ребенок, чем в родах затяжных.
С.Бакалеева
— Хотя. Казалось бы, легко, быстро.
Ю.Постнова
— Для мамы – это легкий быстрый процесс, она как бы легко отделалась, а для ребенка это может обернуться тяжелейшей травмой, потому что он не успел сделать физиологические движения, когда стремительно рождается, он не успевает сделать физиологические движения, которые ему положено сделать по его биомеханизму. То есть, он не успел выполнить весь биомеханизм, который заложен в его рождении.
С.Бакалеева
— То есть, роды – это та программа, которую нужно выполнить целиком от и до, не стараться…
Ю.Постнова
— Да, то есть, ему нужно сделать сгибание целиком, потом ему нужно повернуться, потом ему нужно сделать разгибание, потом опять повернуться, уже плечиками и уже выйти. И бывает, что в затяжных родах, маме они как будто тяжелее, там, потуги, она долго тужится, ребенок тоже преодолевает сопротивление, но тем не менее, все-таки он успевает и согнуться, и потом разгонуться и так далее, а в стремительных родах он часто не успевает это сделать и у него очень идет большая нагрузка на шейный отдел позвоночника, которая на череп, на затылочную кость, на низ затылочной кости, а там проходит у нас шесть пар черепно-мозговых нервов, которые как раз отвечают за очень многие функции именно в младенчестве – это сосание, это глотание, в последствии, это речь, и ребенок даже бывает после стремительных родов плохо сосет, не может грудь правильно взять, не может получить достаточного количества молока. И вот такие вот проблемы, конечно, очень хорошо решаются остеопатическим способом.
С.Бакалеева
— А если мама уже оказалась дома, уже прошло может быть даже несколько дней после родов, на что ей обратить внимание? В каком случае обратиться к остеопату?
О.Росина
— Ну, если ребенок плохо сосет, она видит, что он взял грудь, пососал немножко и кричит, или он очень больно хватает грудь и ей причиняет это серьезные неудобства, он плющит сосок – это тоже причина.
С.Бакалеева
— А что вы будете делать тогда?
О.Росина
— Мы будем смотреть, что ему не позволяет нормально открывать рот, какие связки, в ротовой полости, конечно. Может быть там с затылком работать, надо смотреть, где проблема. Если ребенок очень беспокойный, плачет, кричит, это тоже в общем-то знак того, что ребенка нужно показать остеопату. Если у него деформирована голова, тоже обязательно, лицо ассиметричное, тоже.
С.Бакалеева
— Даже такие вещи поддаются коррекции?
О.Росина
— Это в первую очередь, что мама увидит и на что она обратит внимание.
С.Бакалеева
— А скажите, пожалуйста, нельзя ли случайно попасться на какого-то самозванца остеопата, как вообще определить, это настоящий остеопат, если человек заявляет: «Я остеопат».
О.Росина
— Ну у него должен быть диплом остеопатической школы, их не так много, основные школы, головные, так сказать, они находятся в Питере, и Питер был, таким, ну Санкт-Петербург, первым городом, в котором остеопатию приняли, у нас филиалы в Москве этих школ. Он должен состоять в реестре остеопатов и этого человека можно посмотреть в интернете в реестрах.
С.Бакалеева
— То есть, это в открытом доступе такой реестр?
О.Росина
— Да, конечно, в каждой школе существует такой реестр. У себя уважающего остеопата, обычно висят дипломы его повышения квалификации на стенке. Потому что остеопат – это человек еще, который постоянно учится, постоянно совершенствуется. Невозможно… ну сложно работать, находясь только с сами собой и пациентами, остеопат, помимо того, что набирается новых знаний, он еще и постоянно должен работать над собой, поэтому он ездит часто на какие-то семинары, учебы, обменивается опытом, набирается нового опыта. Обычно дипломы они вешают, не стесняются своих регалий, это тоже в общем говорит о его статусе.
С.Бакалеева
— Если младенец наблюдается о остеопата, можно ли обойтись без обычного массажа классического, который раньше назначали педиатры?
Ю.Постнова
— А это можно спросить у остеопата, часто остеопат советует массаж, как дополнительную помощь своей работе.
С.Бакалеева
— Одно другого не отменяет, да?
Ю.Постнова
— Не отменяет.
С.Бакалеева
— А как часто показывать ребенка остеопату по мере его роста?
О.Росина
— Ну, часто остеопат сам подскажет, когда лучше ребенка принести следующий раз, потому что это будет зависеть от сложности проблемы.
С.Бакалеева
— А если нет проблем, нужно ли время от времени показывать?
О.Росина
— В первый год жизни – это такие ключевые месяцы, в которые хорошо бы показать ребенка остеопату – в первый месяц после рождения, когда, ну, так сказать, остеопат смотрит последствия родов, как ребенок их пережил – это 4,5-5 месяцев, когда ребенок начинает, уже может переворачиваться…
С.Бакалеева
— То есть, начинает активное движение такое?
О.Росина
— Начинает активное движение и пытается присаживаться, это 7-8 месяцев, когда ребенок уже ползает. Я понимаю, что многие детишки начинают все это делать раньше, но дело в том, что если они этого не делают к этим срокам, то это уже повод для того, чтобы остеопат посмотрел на малыша, ну и к году, когда ребенок уже пробует ходить и уже у него формируется осанка, и остеопат смотрит уже, как у него все сформировано, насколько правильно.
С.Бакалеева
— А как Вы думаете, когда-нибудь такой остепатический прием войдет в общую диспансеризацию, в перечень необходимых осмотров?
О.Росина
— Ну, пока мы только мечтаем, что остеопат будет нормальным членом акушерской команды в родовспомогательном учреждении – это было ба замечательно. Потому что это самое главное, наверное, в остеопатии существует такое мнение, что ребенок, показанный сразу после родов остеопату, ну, как бы, уже избавлен очень от многих проблем. Потому что, если эти вещи запускать, то потом вся эта проблема будет лечиться гораздо дольше.
С.Бакалеева
— А почему так важно именно в первые часы показать?
О.Росина
— Достаточно быстро идет окостенение костей, ну все, все равно в определенные сроки, но проблему гораздо проще исправить, когда она только случилась.
С.Бакалеева
— А сейчас пока как ваши коллеги относятся к вашей остеопатической практике?
О.Росина
— В том месте, где мы работаем, в центре подготовки к родам, все очень хорошо понимают, что такое остеопатия и нас, конечно, поддерживают.
С.Бакалеева
— Нет, я имею в виду тех людей, которые не занимаются остеопатией, другие акушеры, может быть, в принципе какое отношение к такому подходу остеопатическому?
О.Росина
— Ну, по крайней мере с интересом, это очень радует.
Ю.Постнова
— Разное отношение, есть такие неврологи, которые увидев результаты остеопатические на детках, то есть приносят детей с неврологическими проблемами к неврологу, и он смотрит и удивляется, что без лекарств, например, очень многие проблемы решены. И тогда он проникается этим методом и посылает специально к остеопату и уже идет поток от неврологов. А есть врачи, которые с очень большим скепсисом относятся к этому методу работы, считают, что это шарлатанство, что вот… не верят тому, что можно вообще двигать костями, двигать тканями и подходят к системе организма человека очень так закостенело и считают, что анатомия не может двигаться, не воспринимают, как живой организм и кости, и внутрикостное пространство. Это действительно очень трудно, это не то, чему учили в институтах, очень трудно это принять.
С.Бакалеева
— То есть, нужно какую-то революцию в голове?
Ю.Постнова
— Да, нужно в мышлении какую-то революцию совершить, но вот с чем я столкнулась, что врач думающий когда, любой, терапевт, невролог, там педиатр, вот если это думающий врач, который все время хочет сам развиваться, идти вперед и открыт для нового, то всегда остеопатия им приветствуется в конце концов. Например, даже сразу будет неприятие, но всегда приветствует, даже зубные, стоматологи, потому что в стоматологии же тоже остеопатия активно используется.
С.Бакалеева
— Серьезно, то есть, можно лечить зубы с помощью остеопатии?
Ю.Постнова
— Не зубы с помощью остеопатии, а можно готовить челюсть к лечению у стоматолога. И очень многие сейчас стоматологические клиники, они держат, в кавычках, у себя остеопата, потому что и после лечения, и до лечения всегда идет такой все-таки… лечение зубов, оно связано с травмой челюсти, в любом случае, потому что человеку приходится даже рот открывать…
С.Бакалеева
— Неестественно долго держать….
Ю.Постнова
— Не просто челюсть…
О.Росина
— Конечно, .это реабилитация.
Ю.Постнова
— Не просто челюсть, но и черепа тоже, то есть, там весь череп надо уже смотреть, насколько он изменился после зубоврачебного кабинета и очень многие стоматологи продвинутые, такие, что они открыты новому, это понимают. Но не все, так же и в любой профессии в том числе в педиатрии, в неврологии, вот есть разные виды мышления у врачей, которые категорически не приемлют и стоят на своих позициях закостенело, а те, которые открываются и наоборот радуются, что появился новый метод, который наоборот может помочь деткам.
С.Бакалеева
— А можете вспомнить самый удивительный случай на ваших глазах в остеопатии, ну, это может быть не сразу, не мгновенный результат, который со временем показала остеопатия?
Ю.Постнова
— Связанный с детьми?
С.Бакалеева
— Да.
Ю.Постнова
— Ну, конечно, это всегда касается детей, которые тяжело родились, то есть, ребенок не сосал, действительно был такой случай, когда очень сильная была родовая травма, были долгие потуги, ребенок был очень крупный, и родился, он очень вяло шевелил шеей, стонал, постанывал, и через два часа уже после сеанса остеопатии, он уже сосал грудь, порозовел, расправилась у него головка и вот чудесным образом так вот, как бы отошел от родов, хотя понятно было, что если бы не было этой помощи, то ребенка пришлось бы положить…
С.Бакалеева
— В больницу, да?
Ю.Постнова
— Это была больничная ситуация, да, такая, неврологические проблемы достаточно у него были серьезные, могли бы быть потом, потому что с каждым часом проблема может усугубляться, поэтому очень важно именно в первые часы при травмах. Во Франции в каждом роддоме остеопат в штате существует.
С.Бакалеева
— Вот так, то есть это уже на каком-то государственном уровне поддержка?
Ю.Постнова
— На государственном уровне, да, там всегда при каждом роддоме есть штатный остеопат, который тут же работает с детьми, которые родились, особенно, если срочная нужна помощь такая остеопатическая, то всегда можно к нему обратиться. Мы бы конечно очень мечтали, чтобы в наших роддомах тоже появится такая штатная должность, тогда и акушерство бы подобрело!
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Юлия, спасибо Ольга. У меня в гостях были акушеры-остеопаты Юлия Постнова и Ольга Росина. И они говорили о том, что мечтают, чтобы в каждом доме появился свой остеопат, всего хорошего, до свидания.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Елена Поленова. «Зимний пейзаж. Москва»
— Как хорошо, что мы выбрались в Поленово, Андрюша! Я люблю бывать в этом музее-заповеднике. Отрадно помолиться в церкви, возле которой похоронен художник Василий Поленов, побродить по аллеям парка. И, конечно же, полюбоваться картинами в старинном особняке! Всякий раз открываю здесь для себя что-то новое. Вот эта акварель, например — разве не чудо?
— Да, Алла такие вдохновенные произведения искусства и впрямь похожи на чудо! Это работа сестры художника, Елены Дмитриевны Поленовой. Называется «Зимний пейзаж. Москва». Рисунок нежный, прозрачный. Цвета неяркие. Перекликаются серые и коричневые полутона, мерцают бледно-лиловые, голубоватые, зелёные переливы. Композиция простая — силуэты деревьев на фоне снежной поляны. Но в какой тонкий узор сплетены стволы и ветви!
— Рисунок дышит влагой. На снегу видны проталины. Не поймёшь — то ли это начало декабря, и впереди долгая зимняя стужа, то ли перед нами конец февраля, и природа вот-вот начнёт оживать. В акварели одновременно присутствует и печаль, и надежда.
— И это неспроста, сестренка. Такое настроение было созвучно душе Елены Дмитриевны в 1882 году, когда она написала эту акварель.
— Это связано с какими-то событиями?
— Да. В 1877-ом Елена отправилась в Киев в гости к старшей сестре Вере, которая была близнецом Василия Дмитриевича. Шла русско-турецкая война, в киевские госпитали привозили раненых. Сёстры Поленовы окончили медицинские курсы и ухаживали за пострадавшими на фронтах солдатами и офицерами. И Елена Дмитриевна полюбила врача, с которым вместе работала — профессора медицины Алексея Шкляревского. Чувства её оказались взаимны.
— Какое счастье — полюбить человека, с которым у тебя общее служение!
— Общего у влюблённых было немало. Елена Дмитриевна к тому времени окончила рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников, занималась в частной мастерской Павла Петровича Чистякова. У неё был успешный опыт в живописи, и Алексей Сергеевич мог его оценить — доктор Шкляревский разбирался в изобразительном искусстве. Но семейного счастья у пары не получилось.
— Почему?
— Помешали сословные различия. Поленовы — старинный дворянский род, и мама Елены воспротивилась браку дочери с человеком незнатного происхождения. Художница не решилась выйти замуж без родительского благословения и послушно вернулась в Москву. Но расставание с любимым травмировало её. Прежде весёлая, общительная девушка стала замкнутой и молчаливой.
— Вот откуда меланхолия в акварели «Зимний пейзаж. Москва». Но ты сказал, что и весенние ноты звучали в душе Елены ПолЕновой. Что же этому послужило причиной?
— Вернувшись в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом стала часто бывать в Абрамцево — в имении мецената Саввы Мамонтова. Там, в творческой атмосфере, художница оттаяла. Она подружилась с хозяйкой усадьбы, Елизаветой Григорьевной. Вместе женщины рисовали декорации и шили костюмы для театральных постановок, трудились над созданием музея народного творчества.
— Музея?
— Именно так. Дамы предприняли несколько экспедиций по северным губерниям — собирали образцы вышивок и ткачества, зарисовывали орнаменты. Позднее Елена Поленова использовала эти рисунки при работе в столярно-резчицкой мастерской там же, в Абрамцево.
— То есть, Елену Дмитриевну вернуло к жизни творчество?
— Творчество и служение людям. Искусство для художницы было способом приносить радость. И этим не ограничивалось широкое поле ее деятельности. Так, например, Елена Поленова учила крестьянских детей изготавливать резную мебель и утварь — давала им надёжное ремесло.
— Делилась тем, что имела — и в этом обрела полноту жизни.
— Такой рецепт может пригодиться человеку, душа которого балансирует между печалью и надеждой, между осенью и весной, как природа в акварели Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва». Радуя людей плодами своего творчества, помогая другим, мы выбираем весну. Выбираем воскресение!
Картину Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова.
Все выпуски программы: Краски России
Евгений Столица. «Снятие колоколов»
— Как давно я не был у тебя в гостях Александр! Столько здесь всего изменилось за это время!
— Верно, Андрей. Вон, берёза за окном до нашего четвёртого этажа дотянулась. Храм во дворе построили. Слышишь, колокола звонят?
— И как звонят — голоса чистые, звучные!
— Я, представляешь, видел, как эти колокола привезли, освящали, на звонницу поднимали. Помню, как запели они в первый раз. Можно сказать, история вершилась на моих глазах.
— И отрадно, что эта история созидательная. Что далеко позади то время, когда с колоколами боролись. Я недавно изучал, с какой яростью препятствовали колокольному звону в начале двадцатого века.
— А почему ты заинтересовался этой темой?
— Всё началось с того, что я побывал в художественном музее Череповца и увидел работу художника Евгения Столицы «Снятие колоколов». Она меня просто потрясла! Я сохранил изображение в телефоне, сейчас покажу тебе. Вот, смотри.
— Пронзительная картина. Храм из красного кирпича, ступени перед входом. Возле лестницы прямо на земле лежит гигантский колокол с вырванным языком. Рядом стоит человек в одежде церковнослужителя. Это монах?
— Не обязательно. Подрясник — облачение, похожее на длинный халат, и скуфью — круглую шапочку, может носить и мирянин, у которого особое послушание в церкви. Например, звонарь.
— Звонарь у поверженного на землю колокола — скорбное зрелище. За его спиной — чистое голубое небо, светит солнце. Но возникает ощущение сквозняка, бесприютности. Таким сиротством веет от одинокой худенькой фигуры. А где эта картина была написана?
— Евгений Столица не указал место действия, лишь дату — 1924 год. Художник в то время жил поочередно в нескольких местах: маленьком городке Ананьев под Одессой, в Сергиевом Посаде и в Москве. Я стал разбираться, где в двадцатых годах были уничтожены колокола. И оказалось, что везде! Где-то чуть раньше, где-то позже.
— По всей стране так происходило?
— Да. Началось с Костромы в 1919 году. Одной из первых опустела звонница знаменитой Ипатьевской обители. Затем в Пскове были уничтожены древнейшие колокола из Мирожского и Снетогорского монастырей. А дальше понеслось, как снежный ком с горы — одна за другой умолкли колокольни в Архангельске, Ярославле, Брянске, Самаре, Смоленске, Владимире.
— Но чем мешали колокола новой власти?
— Главным образом, большевиками руководила алчность. В колоколах видели, прежде всего, источник цветного металла. Существовали особые циркуляры по заготовке колокольной бронзы. Самые ценные образцы литейного искусства были проданы за границу.
— А ведь наверняка были люди, которые сопротивлялись этому бесчинству...
— Да, многие возвышали свой голос против. Статью о варварском уничтожении колоколов опубликовал Михаил Пришвин в журнале «Октябрь» в 1930 году. Немало попыток сохранить московские колокольни предпринял композитор Константин Сараджев, звонарь-виртуоз. Да и полотно Евгения Столицы — это открытое выражение гражданской позиции, за которое можно было поплатиться свободой, а то и жизнью.
— Правда. В картине «Снятие колоколов» нет пафоса, но есть сострадание. Автор скорбит вместе со звонарём о том, что соотечественники утратили благоговение и стыд в революционном угаре. Какое счастье, что та страница истории перевёрнута, и колокольный звон вновь плывёт над Россией!
Картину Евгения Столицы «Снятие колоколов» можно увидеть в Череповецком художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Виктор Зарубин. «Небесный простор»
— Славный в Архангельске музей. И название какое звучное — «Художественная культура Русского севера»! Всякий раз стараюсь сюда прийти, когда приезжаю из Москвы к родителям. Любуюсь картинами и думаю — а ведь я тоже мог бы стать художником!
— Ты рисуешь, Алёша? Я не знал.
— В юности рисовал, и неплохо, между прочим. Я художественную школу окончил, в Суриковский институт в Москву собирался поступать. Но родители настояли на Политехническом.
— Удивительно, что ты говоришь об этом возле картины Виктора Зарубина «Небесный простор». У художника в жизни была в точности такая же ситуация.
— Правда? А расскажи? Я ничего не знаю о нём.
— Да, Зарубин малоизвестен, к большому сожалению. Он родился в Харькове в 1866 году в семье профессора. С детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на физико-математический факультет Харьковского университета. Получив образование, служил чиновником в Казённой палате — губернском отделении министерства финансов.
— Однако, про картину «Небесный простор» не скажешь, что её написал дилетант. В ней чувствуется мастерство. Две трети полотна занимает закатное небо, и ты посмотри, какая игра красок — жемчужно-серые облака тонут в золоте последних лучей, кое-где проглядывает бледная лазурь.
— И всё это великолепие отражается в реке, сливается с ней. Над водой на высоком скалистом берегу стоит маленькая церквушка. А у подножия холма сидит на камне седой монах с книгой в руках... Не картина, а поэма без слов.
— Как же Зарубину удалось написать такое, если он был далёк от искусства?
— Нет, о живописи Виктор Иванович никогда не забывал. Работая финансистом, он посещал студию рисования. А в какой-то момент решил, что не может больше совмещать работу и творчество, подал в отставку и отправился в Париж.
— А почему в Париж?
— Брать уроки живописи в частной школе. За три года во Франции Зарубин многому научился. А по возвращении поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Его наставником стал Архип Куинджи. Пожалуй, именно он помог Виктору раскрыть талант в полной мере.
— А «Небесный простор» Зарубин написал по окончании училища?
— Да, это 1911 год. Художник уже не только образование получил, но и звание академика живописи.
— Молодец Виктор Зарубин! Исполнил своё призвание! Я вот, видишь, не решился. А может быть, воля Божья обо мне была такова, чтобы я стал художником...
— Возможно, Лёша. Но всё-таки воля Божья не в том, чтобы быть человеку художником или инженером.
— А в чём?
— В том, чтобы в любой ситуации поступать по-христиански, соблюдать евангельские заповеди. А стезю в жизни мы вольны выбирать любую.
— Свобода с небольшим ограничением?
— Божьи заповеди — это не ограничение, а ориентир. Вот как на картине Виктора Зарубина «Небесный простор». Бескрайняя жемчужная ширь манит в полёт. А церквушка на высокой горе — словно маяк, который не даст сбиться с пути.
— Хороший образ, понятный и выразительный! И что самое главное — обнадёживающий!
Картину Виктора Зарубина «Небесный простор» можно увидеть в Архангельске, в музее «Художественная культура Русского Севера».
Все выпуски программы: Краски России