Город Неаполь просыпался, греясь в утренних лучах летнего солнца. Тротуары заполнялись прохожими, уличные кафе гостеприимно встречали первых посетителей, забежавших на чашечку крепкого кофе перед началом рабочего дня. За столиком одного из них сидел седой старик. Он пристально смотрел на спешащих мимо него людей и словно искал кого-то взглядом.
— Синьор, желаете сделать заказ? — вежливо обратился к нему официант в белом накрахмаленном фартуке.
— Нет, пока нет... — покачал головой старик. — Позже...
Официант удалился, а старик за столиком продолжал напряжённо всматриваться в толпу. Вдруг лицо его просияло. Он привстал и замахал рукой.
В тот же миг от толпы отделился интеллигентный господин средних лет в добротном костюме, с пышными усами и шевелюрой, чуть тронутыми сединой. Он приветливо улыбнулся и попросил официанта принести для старика большую чашку тёплого молока и свежую булочку. Оставив на столике деньги, господин, даже не присев, откланялся и побежал дальше. А старик влажными от слёз глазами ещё долго смотрел ему вслед...
Господина звали Джузеппе Москати. Он был доктором. Старик из кафе давно у него лечился. Он выкарабкался из тяжёлой болезни и теперь, чтобы окрепнуть, должен был ежедневно выпивать кружку молока. Но старик жил в такой нищете, что денег на молоко у него попросту не было. И тогда доктор Москати нашёл выход: до поздней ночи он был занят в больнице, поэтому попросил старика каждое утро в одно и то же время приходить в кафе, мимо которого шёл на службу. По пути доктор заглядывал туда и покупал своему пациенту молоко и свежую сдобу. А ещё приносил лекарства, за которые не брал ни лиры.
Старик из кафе был не единственным пациентом, на которого распространялась бескорыстная забота доктора Москати. Весь Неаполь знал Джузеппе не только как талантливого врача и непревзойдённого диагноста, но и как человека, чья доброта и милосердие, казалось, не имели границ.
После приёма в городской клинике, часто заканчивавшегося лишь поздним вечером, Джузеппе шёл навестить тех своих больных, которые не могли придти к нему на приём сами. Нищие, ютящиеся по лачугам и подвалам трущоб, несчастные бездомные, ночующие под открытым небом... Москати лечил этих людей, тратя на лекарства для них значительную часть своих гонораров.
Впрочем, и среди пациентов, приходящих к нему в клинику, он безошибочно узнавал тех, кто принёс в уплату за визит свои последние деньги. С таких он не только не брал никакой платы, но и старался незаметно вложить деньги в выписанный рецепт.
А ещё в рецептах доктора Джузеппе Москати больные, помимо перечня необходимых для приёма препаратов, часто находили такие, например, рекомендации: «почаще молитесь», «сходите к исповеди». Искренний христианин, Москати считал заботу о душе важным элементом телесного здоровья. Его авторитет среди пациентов был настолько велик, что многие из них, даже будучи прежде неверующими, приходили к Богу.
Имея обширную практику среди обеспеченных людей, итальянский врач Джузеппе Москати мог бы стать богачом. Но он, напротив, был настоящим бессребреником, всё заработанное отдавая тем, кто бедствовал и терпел нужду. А если кто-то выражал по этому поводу недоумение, говорил: «Настоящую цену имеет не богатство, а улыбки в глазах людей, их здоровье, и счастье — это и есть истинная радость в жизни. Ради нее нужно жить и работать».
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.