Деян., 19 зач., VIII, 18-25.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение продолжает вчерашнюю историю. Проповедуя в Самарии, Фома крестил множество людей, среди которых был волхв, или чародей. Совершенно очевидно, что обращение в христианство, было связано для него с покаянием и полным отказом от прежней языческой жизни. Но сказать проще, чем сделать.
В отличие от иудеев, которые слышали весть апостолов в иудее, в отличие от самарян, которые так или иначе, почитали истинного Бога, Симон был волхвом, то есть закоренелым язычником. Из текста мы не видим, чтобы его крещение какой-то предварялось подготовкой, Фома крестил его вместе со всеми, положившись на искренность его обращения... Казалось бы, все просто. Только позже, благодаря тому, что произошло дальше, в церкви появился закон, по которому бывших жрецов и волхвов, готовили ко крещению на целый год дольше остальных.
А произошло следующее. Увидев, что пришедшие Петр и Иоанн, через возложение рук сообщают крестившимся дары Святого Духа, Симон решил купить себе такой же дар. То есть подошел к вопросу совершенно по-язычески.
Что это было? Явный сознательный обман закоренелого язычника? Минутная слабость новоиспеченного христианина? Или вполне предсказуемое поведение человека, который искренне обратился, но так и не справился с языческим прошлым? В первом случае Фома обманут. В последнем, он, скорее, наивен... Он рад обращению язычника, но сам будучи всю жизнь иудеем, не знает о том, как тяжело расстаться с языческими предрассудками.
Богословы называют крещение упразднением власти греха в человеке, купелью нового рождения, умиранием и воскресением со Христом и усыновлением Богу. Люди, которые готовятся ко крещению и читают о нем книги, видят в нём слом всей прошлой жизни и начало жизни новой. И в тоже время любой человек, который крестился во взрослом возрасте или пришел в Церковь для покаяния... со временем понимал, что это обновление оказывается легким лишь в намерениях... Но на самом же деле привычный ход мыслей, привычные действия, никуда не деваются. Они не смываются автоматически, и эмоционального воодушевленного настроя оказывается недостаточно. Прошлое наваливается на человека всей своей тяжестью и поэтому, чем тяжелее оно было, тем больше приходится трудиться.
Важно понимать, что оно никогда не понималось как то, что автоматически меняет человека. Оно дает возможность. Оно открывает путь... Оно открывает двери греховной тюрьмы, в которой человек находился, но выйти из нее и пойти на встречу Христу, человек должен сам.
Чем бы ни был поступок Симона, Петр реагирует на него очень жестко: Бога нельзя купить. Такое отношение ведет человека к погибели, но не потому, что Бог ему мстит, но тому, что сердце его полно «горькой желчи» и он находится «в узах неправды».
Для него не все потеряно, но впереди его ждет много трудностей. Именно поэтому Петр призывает его покаяться и молиться, чтобы Бог «отпустил его грех», то есть очистил согрешившее сердце. Симон просит апостолов помолиться за него... Что говорит в нем? Языческий страх? Христианское раскаяние? Может быть, и то, и другое вместе.
Чужая душа потемки и сказать сложно. Одно очевидно, христианство может начаться с радостного воодушевления, с решимости бороться со грехом, но все это должно быть подтверждено делами, потому что только они говорят о подлинном изменении души.
«Мужественность и женственность». Иеромонах Нестор (Архипов)
Гостем программы «Семейный час» был военный священник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами иеромонах Нестор (Архипов).
Разговор шел о мужественности и женственности, о ролях мужчины и женщины в семье и о том, как проявляются в семейной жизни ответственность, забота и любовь.
Все выпуски программы Семейный час
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Святитель Иоасаф Белгородский
Летом 1748 года архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф (Горленко) стал епископом Белгородским. Посвящение в архипастыри совершилось в Санкт-Петербурге, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. К месту своего назначения владыка Иоасаф прибыл ранним утром 19 августа, в праздник Преображения Господня. Несмотря на слабое здоровье, он отказался отдыхать после изнурительного путешествия и сразу же отправился на литургию в Свято-Троицкий собор. С этой же ревностью и усердием епископ Иоасаф совершал всё дальнейшее служение. Он неустанно объезжал свою епархию, узнавал о нуждах паствы и тайно подавал помощь. Аскет, подвижник и молитвенник получил от Бога дары прозорливости и чудотворения и стяжал народную любовь. Самоотверженная деятельность рано истощила силы епископа, он отошёл ко Господу в 49 лет. В 1911 году мощи святителя Иоасафа обрели нетленными. Тогда же в Белгороде состоялись торжества прославления подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM