
Апостолы

Деян., 19 зач., VIII, 18-25.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение продолжает вчерашнюю историю. Проповедуя в Самарии, Фома крестил множество людей, среди которых был волхв, или чародей. Совершенно очевидно, что обращение в христианство, было связано для него с покаянием и полным отказом от прежней языческой жизни. Но сказать проще, чем сделать.
В отличие от иудеев, которые слышали весть апостолов в иудее, в отличие от самарян, которые так или иначе, почитали истинного Бога, Симон был волхвом, то есть закоренелым язычником. Из текста мы не видим, чтобы его крещение какой-то предварялось подготовкой, Фома крестил его вместе со всеми, положившись на искренность его обращения... Казалось бы, все просто. Только позже, благодаря тому, что произошло дальше, в церкви появился закон, по которому бывших жрецов и волхвов, готовили ко крещению на целый год дольше остальных.
А произошло следующее. Увидев, что пришедшие Петр и Иоанн, через возложение рук сообщают крестившимся дары Святого Духа, Симон решил купить себе такой же дар. То есть подошел к вопросу совершенно по-язычески.
Что это было? Явный сознательный обман закоренелого язычника? Минутная слабость новоиспеченного христианина? Или вполне предсказуемое поведение человека, который искренне обратился, но так и не справился с языческим прошлым? В первом случае Фома обманут. В последнем, он, скорее, наивен... Он рад обращению язычника, но сам будучи всю жизнь иудеем, не знает о том, как тяжело расстаться с языческими предрассудками.
Богословы называют крещение упразднением власти греха в человеке, купелью нового рождения, умиранием и воскресением со Христом и усыновлением Богу. Люди, которые готовятся ко крещению и читают о нем книги, видят в нём слом всей прошлой жизни и начало жизни новой. И в тоже время любой человек, который крестился во взрослом возрасте или пришел в Церковь для покаяния... со временем понимал, что это обновление оказывается легким лишь в намерениях... Но на самом же деле привычный ход мыслей, привычные действия, никуда не деваются. Они не смываются автоматически, и эмоционального воодушевленного настроя оказывается недостаточно. Прошлое наваливается на человека всей своей тяжестью и поэтому, чем тяжелее оно было, тем больше приходится трудиться.
Важно понимать, что оно никогда не понималось как то, что автоматически меняет человека. Оно дает возможность. Оно открывает путь... Оно открывает двери греховной тюрьмы, в которой человек находился, но выйти из нее и пойти на встречу Христу, человек должен сам.
Чем бы ни был поступок Симона, Петр реагирует на него очень жестко: Бога нельзя купить. Такое отношение ведет человека к погибели, но не потому, что Бог ему мстит, но тому, что сердце его полно «горькой желчи» и он находится «в узах неправды».
Для него не все потеряно, но впереди его ждет много трудностей. Именно поэтому Петр призывает его покаяться и молиться, чтобы Бог «отпустил его грех», то есть очистил согрешившее сердце. Симон просит апостолов помолиться за него... Что говорит в нем? Языческий страх? Христианское раскаяние? Может быть, и то, и другое вместе.
Чужая душа потемки и сказать сложно. Одно очевидно, христианство может начаться с радостного воодушевления, с решимости бороться со грехом, но все это должно быть подтверждено делами, потому что только они говорят о подлинном изменении души.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер