Есть два способа удерживать человека от покаяния и веры.
Первый состоит в том, чтобы внушать ему беспечность — каяться, веровать, исправлять свои пути просто не нужно, это, может быть, и неплохо, но не обязательно, в вечности с тобой и так все будет хорошо. Это, без сомнения, ужасное заблуждение — у наших поступков есть последствия, человек обладает подлинной свободной волей, он может выбрать противление Богу и закоснеть в этом противлении навсегда. Господь постоянно — и в самых резких выражениях — предостерегает нас от этой невыразимо страшной, и совершенно реальной опасности.
Но есть и другой способ отвращать людей от веры, не менее эффективный — внушать человеку безнадежность. Делается это просто, утверждается, что спастись для вечной жизни может лишь чрезвычайно малое число людей, в которое ты, очевидно, не входишь. Ты такой ужасный-ужасный, безнадежный-безнадежный грешник, Бог тебя никогда не примет.
Такая безнадежность - еще более страшная ошибка чем излишняя беспечность.
Как говорит святой Амвросий Медиоланский в своей книге «О покаянии», «Никто не может каяться, если не будет уверен в милости и прощении». Блудный сын, чтобы вернуться, должен сознавать, что он тяжко согрешил, вверг себя в многие бедствия, и находится в великой опасности. Но он также должен верить, что Отец его не отверг и не проклял, что можно попытаться вернуться — и его примут.
Христианин живет в надежде, а не в безнадежности; по словам святителя Феофана Затворника, православный человек «верит, что Тот, кому он служит всей душой и всем сердцем, не допустит ему погибнуть, но спасет и оправдает». Христос не бросит тех, кто надеется на Него. Мы предаем себя и друг друга в Его руки, ожидая от Него спасения, а не проклятия.
И наши отношения с Богом это не юридическая гарантия — это личное доверие.
Как-то я беседовал с человеком, который в таком доверии затруднялся. «Послушай, а твоя жена уверена, что она — замужем?» Он удивился нелепости вопроса — разумеется, как она может быть замужем и сомневаться в этом? «А она уверена, что ты ее не бросишь?». С некоторым гневом и обидой он заверил меня, что он не такой человек, чтобы нарушать брачные обеты. «Что же выходит — спросил я — ты более надежный и заслуживающий доверия человек, нежели Господь и Спаситель наш Иисус Христос? В тебе она может быть уверена, а в Нем — нет?».
Через Крещение мы вступаем в Завет с Господом, через Причастие пребываем в Нем; мы с трепетом ожидаем вечного спасения, когда все мы встретимся у ног Христа.
Такова наша надежда, и она стоит того, чтобы ее возвещать.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема