
Деян., 16 зач., VI, 1-7.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, 4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; 6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В Символе Веры Церковь называется святой. Одним кажется, что это преувеличение, другим, что это правда, но такой Церковь была только в древние времена... На самом деле Церковь свята не святостью людей, но святостью Иисуса Христа, который является ее главой, и с которым люди связаны в той степени, в которой их жизнь соответствует Его заповедям. Люди же во все времена не становились святыми сразу, но проходили определенный путь совершенствования.
В сегодняшнем чтении мы слышим историю о нестроениях, которые произошли в первохристианской апостольской общине. Стремясь к соблюдению заповедей Спасителя, ученики служили ближним, оказывали внимание бедным и беззащитным. Однако, учитывая, что община росла день ото дня, организация этого служения становилась все более и более сложной.
Итак, среди первых христиан были те, кого называли эллинистами, то есть иудеи из язычников, которые поверили во Христа. В их числе были вдовы, которые были пренебрегаемы при раздаче средств к существованию. Тот, кто знаком с историей и культурой обществ того времени, знает, что жизнь вдовых женщин была очень тяжелой, потому что они могли рассчитывать только на милость родственников. Это сегодня существуют пенсии и различные социальные гарантии, но в древности такой человек просто был никому не нужен, он зависел только от милости окружающих.
Если вдовы эллинистов были пренебрегаемы, значит в среде учеников не было преодолено иудейское национальное предвзятое отношение к бывшим язычникам. В Ветхом Завете ближний — это не просто любой человек, это в первую очередь соплеменник. В Новом Завете ближний — это любой человек, который оказывается рядом. Однако принять это оказалось проще в теории, чем на практике. И это проблема не только первой иерусалимской общины, ведь и сегодня для многих этническое оказывается выше религиозного. И это несмотря на то, что апостол Павел еще в первом веке написал, что во Христе нет, ни эллина, ни иудея.
Не отрицая важности служения ближнему, но полагая своим главным делом проповедь, апостолы благословили общине избрать диаконов, и стоит помнить, что само слово диакон означает служитель. Итак, они благословили избрать 7 диаконов, то есть 7 человек, чьей главной задачей будет организация служения ближним и помощь нуждающимся.
Задумаемся! С самого начала жизни Церкви, в первой общине, которая является примером для всех общин, мы видим как, во-первых, служение бедным и немощным оказываются чрезвычайно важными. И как во-вторых, каждый обретает в общине свое место и свое служение. В ней нет такого, чтобы все отвечали за все, но каждый знает чем может помочь и послужить другому.
Сегодня нашим общинам не хватает многого. Некоторые воспринимают приходы как места в которых только молятся, хотя они всегда были местом не только молитвы, но и общей христианской жизни. Другие считают, что все в храме и в приходской жизни за них решат и им ни о чем не надо заботиться. Вчитываясь и всматриваясь в жизнь первой апостольской общины важно увидеть, что она была не только новой верой, не только новой службой, она была именно новой жизнью во Христе.
31 мая. О духовных ценностях

29 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме «Большое Вознесение» у Никитских Ворот в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о духовных ценностях.
Если хоть каждый приведёт кого-то ко Христу, если каждый протянет руку помощи тому, который нуждается, если каждый поможет людям, которые в жизни отчаиваются и иногда превращаются в циников, отказывающихся от всего: от веры, от Родины и вообще от всего святого.
Но вот если хоть кто-то и когда-то маленькую частицу внесёт в исправление этих недугов, то вот это и будет наш ответ на ту благость, которую Господь простёр сегодня над нашей Церковью, над нашими приходами, над нашими монастырями.
Поэтому молитва моя, конечно, за Отечество наше, чтобы Господь не оставлял Родину, чтобы всегда во главе страны нашей были люди православные, поскольку страна православная, чтобы всегда сохранялись те ценности духовные, без которых Россия потеряет свою идентичность, свою самобытность, чтобы каждое последующее поколение русских людей, граждан России и даже не граждан, живущих в нашей стране, воспринимали свою ответственность пред Богом, перед Церковью и даже перед историей за продолжение духовной жизни, духовной традиции нашего народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 мая. О духовном смысле о воскрешении апостолом Павлом отрока Евтиха

В 20-й главе Книги деяний Святых Апостолов есть повествование о воскрешении апостолом Павлом отрока Евтиха.
О духовном смысле этого события — священник Максим Пустовый.
Это фрагмент из «Деяний святых апостолов», повествующий про путешествие апостола Павла в Милет через город Троаду. Случилось это событие в празднование и воспоминание воскресного дня.
Павел проповедовал в горнице, а один мальчик по имени Евтих, сидевший на окне, уснул и упал вниз с третьего этажа и был обнаружен мертвым. Павел спустился вниз, обнял юношу и сказал, чтобы люди не беспокоились, потому что душа его ещё находится в нём. Значит, апостол был уверен в его воскресении. Когда отрока привели живым, собрание немало утешилось.
Значит ли это, что троадские христиане видели здесь обыкновенный случай и остались равнодушными к нему, и что Павел не принимал никакого участия в возвращении отрока к жизни? Нет. Сила чудотворения, данная ему Богом, помогла удержать душу, ещё не покинувшую тело мальчика.
Событие это учит нас до последнего земного дыхания верить и надеяться на благодатную помощь Божию, знать, что Господь любит и ждёт покаяния каждого из нас, потому что без Его святой воли и волос не упадет с нашей головы. Поэтому и наша свободная человеческая воля должна быть направлена навстречу воле Бога Отца в векторе исполнения Его святых заповедей.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 мая. О словах и делах Христа

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела».
О словах и делах Христа — священник Захарий Савельев.
За слова и за дела мы все дадим ответ, потому что слово обладает тоже определённой энергией. То, что мы иной раз говорим, бывает хуже физического воздействия на наших близких, на наших людей.
Это можно увидеть в том числе и в словах Спасителя. Здесь еще говорится о том, что вообще проповедь Спасителя, Его слова, чудеса, являются одним делом спасения, домостроительством, снисхождением до рода человеческого.
И вот эта вот божественная связь Отца и Сына и Святого Духа не имеет дробления на слова или на дела. Это всё вместе, это всё — путь спасения человека, каждого из нас.
У нас в жизни бывает по-другому: дела иногда расходятся со словами, а у Спасителя — нет. Это всё единый поток. Это единый поток спасения каждого из нас, спасения каждого человека.
Все выпуски программы Актуальная тема