Деян., 8 зач., III, 11-16.
11И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Сегодня мы услышали о том, как апостол Петр в очередной раз обращается к своим соплеменникам с проповедью о Христе. Его слова прозвучали в ответ на реакцию иудеев, которые увидели, как апостол исцелили человека хромого от рождения в Иерусалимском храме. Помимо упреков в сторону своих собратьев за то, что распяли Спасителя и Мессию, а также свидетельства о Его воскресении, речь Петра содержит один примечательный момент. Он говорит, что хромого человека исцелил не он сам, а имя Бога.
Для нас, современных людей, имя не играет той роли, какую оно играло в жизни древнего человека. Нередко в его сознании имя было связано с сущностью предмета. Знать имя — значит знать, что за вещь перед тобою, причины и цель ее существования, иметь над ней власть. Не случайно древние цари, завоевав новые территории и подчинив себе местных владык, давали им новые имена. Тем самым они заявляли о том, что они их полноправные хозяева.
В мире Библии имя также имеет особую силу. Бог дает Адаму заповедь нарекать имена животным. Речь идет не просто о том, что первый человек придумывал клички живым существам. Но скорее о том, что он познавал окружающий мир и вступал в свои права царя и правителя. Позже на горе Синай Бог открывает Свое священное имя Моисею, а тот сообщает его всему еврейскому народу. Отношение к этому имени было благоговейное и трепетное. Появляется даже заповедь: не произноси имени Божьего напрасно. Использовать его разрешалось лишь с чистыми намерениями. Ведь там, где произносится имя Бога, особым образом, незримо присутствует Сам Бог. Поэтому и в молитве «Отче наш» мы говорим: «Да святится имя Твое». Иисус Христос, обращаясь к людям, часто говорил им, что они должны уверовать во имя Его. Именно по этой причине апостолы, совершая чудеса, использовали имя Бога, как священный инструмент. Эта практика сохраняется и в поздней христианской традиции. До сих пор большое значение она придает т.н. молитве Иисусовой. Это всего пять слов. «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Монахи имеют правило с особым вниманием и сосредоточенностью повторять эту молитву определенное количество раз в день. То же самое могут делать и простые люди.
Это не значит, что перед нами какое-то магическое заклинание, которое мы можем использовать, чтобы добиться своих целей. Бога нельзя приручить и подчинить. Даже при помощи Его имени. Ведь отношения между Ним и человеком основаны на свободе. В Своем имени Господь является лишь тем, кто имеет для этого соответствующее внутреннее устроение. А оно напрямую зависит от того, в какой степени мы ведем духовную жизнь и участвуем в Таинствах Церкви.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.