Талантливая писательница и успешный журналист Ольга Иженякова объездила, без преувеличения, всю Россию. Куда только не заносила её беспокойная профессия! Ольга побывала в тайге и в пустыне, в шумных мегаполисах и захолустных райцентрах. Но самым прекрасным и удивительным местом на Земле она считает село Дивеево с его главной жемчужиной - Серафимо-Дивеевским Свято-Троицким женским монастырем, где журналистка уже несколько лет трудится на благо обители. В монастыре это называется - «нести послушание». Свой сборник рассказов и очерков она так и назвала – «Записки дивеевской послушницы».
И, тем не менее, в этой книге – не только истории из монастырской жизни. Здесь читатель найдет и захватывающие художественные произведения, и остросоциальные статьи, и любопытные авторские размышления на самые злободневные темы. Рассказывая же о своем монастырском опыте, писательница называет обитель единственным на свете местом, где человек может с облегчением сбросить с себя груз повседневных проблем и забот, оставив за стенами монастыря все звания, регалии, и полномочия. Здесь одинаковое послушание получают и простые паломники, и, к примеру, знаменитые артисты. Одного из них - очень известного - автор как-то повстречала в Дивеевском монастыре. Он вместе со всеми помогал таскать бревна, а когда Ольга подошла к нему и попросила автограф, удивленно ответил, что здесь он автографов не раздает. В монастыре он – равный среди равных.
Прекрасно удаются Ольге Иженяковой и художественные образы. Ее рассказы из сборника «Записки дивеевской послушницы», написанные в жанре «фикшн» - изящные, изысканные, но в то же время простые и трогательные. Заставить читателя поразмышлять о самом главном автору удается, не отягощая его при этом морализаторством. Так она поступает и в рассказе «Танцовщица», повествующем о непростом быте современной коммунальной квартиры, и в рассказе «Ванино счастье», где мы встречаемся с ребенком, тяжело переживающим развод своих родителей. А рассказ «Случай у озера» - историю о медведице, у которой люди отняли новорожденного медвежонка – сентиментальным особам и вовсе лучше читать с носовым платком и пузырьком валерьянки наготове.
В документальной прозе писательница не стесняется называть вещи своими именами. К примеру, в очерке «Тверичане» она откровенно и без прикрас говорит о нищете и неблагоустроенности российской глубинки, но в то же время подчеркивает, что далеко не всё на свете измеряется материальным благополучием. Наверное, это особенно остро чувствуют те, кому посчастливилось хоть немного пожить вдали от мирской суеты. Тем и ценна книга Ольги Иженяковой – ведь это не абстрактные «мысли вслух», а «Записки дивеевской послушницы».
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема