Талантливая писательница и успешный журналист Ольга Иженякова объездила, без преувеличения, всю Россию. Куда только не заносила её беспокойная профессия! Ольга побывала в тайге и в пустыне, в шумных мегаполисах и захолустных райцентрах. Но самым прекрасным и удивительным местом на Земле она считает село Дивеево с его главной жемчужиной - Серафимо-Дивеевским Свято-Троицким женским монастырем, где журналистка уже несколько лет трудится на благо обители. В монастыре это называется - «нести послушание». Свой сборник рассказов и очерков она так и назвала – «Записки дивеевской послушницы».
И, тем не менее, в этой книге – не только истории из монастырской жизни. Здесь читатель найдет и захватывающие художественные произведения, и остросоциальные статьи, и любопытные авторские размышления на самые злободневные темы. Рассказывая же о своем монастырском опыте, писательница называет обитель единственным на свете местом, где человек может с облегчением сбросить с себя груз повседневных проблем и забот, оставив за стенами монастыря все звания, регалии, и полномочия. Здесь одинаковое послушание получают и простые паломники, и, к примеру, знаменитые артисты. Одного из них - очень известного - автор как-то повстречала в Дивеевском монастыре. Он вместе со всеми помогал таскать бревна, а когда Ольга подошла к нему и попросила автограф, удивленно ответил, что здесь он автографов не раздает. В монастыре он – равный среди равных.
Прекрасно удаются Ольге Иженяковой и художественные образы. Ее рассказы из сборника «Записки дивеевской послушницы», написанные в жанре «фикшн» - изящные, изысканные, но в то же время простые и трогательные. Заставить читателя поразмышлять о самом главном автору удается, не отягощая его при этом морализаторством. Так она поступает и в рассказе «Танцовщица», повествующем о непростом быте современной коммунальной квартиры, и в рассказе «Ванино счастье», где мы встречаемся с ребенком, тяжело переживающим развод своих родителей. А рассказ «Случай у озера» - историю о медведице, у которой люди отняли новорожденного медвежонка – сентиментальным особам и вовсе лучше читать с носовым платком и пузырьком валерьянки наготове.
В документальной прозе писательница не стесняется называть вещи своими именами. К примеру, в очерке «Тверичане» она откровенно и без прикрас говорит о нищете и неблагоустроенности российской глубинки, но в то же время подчеркивает, что далеко не всё на свете измеряется материальным благополучием. Наверное, это особенно остро чувствуют те, кому посчастливилось хоть немного пожить вдали от мирской суеты. Тем и ценна книга Ольги Иженяковой – ведь это не абстрактные «мысли вслух», а «Записки дивеевской послушницы».
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.
28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья
Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье.
О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.