Ладан — самый известный, наверное, элемент православного богослужения, знакомый даже людям, далеким от Церкви. Запах ладана встречает каждого входящего в храм человека. В течение богослужения священник неоднократно кадит им, обходя храм внутри. Но простота ладана обманчива. На самом деле, это очень древний элемент богослужения. Только в Православной Церкви ладан используется две тысячи лет. А до того в течение многих веков ладан употреблялся на ветхозаветных службах.
Сегодня под названием «ладан» скрывается очень интересное вещество, состав которого в течение истории постоянно менялся. Но основа ладана на протяжении веков остается неизменной и по-прежнему добывается на территории государства Ливан.
Итак, что же такое ладан? Впервые о веществе, которое при соприкосновении с горящим углем дает дым приятного запаха, говорится в ветхозаветной части Библии. Сам Бог повелевает пророку Моисею смешать четыре компонента: стАкти, Оних, халвАн душистый и чистый ливан. Полученный порошок и стал первым в истории ладаном, который использовался на ветхозаветном богослужении. Три первых компонента ветхозаветного ладана со временем перестали использоваться, в отличие от четвертого — ливана.
Совпадение имени этого вещества с названием государства Ливан не случайно. Вещество ливан представляет собой смолу босвЕллии, редкого вида дерева, произрастающего на Аравийском полуострове и Восточной части Африки. Смола эта имеет светлый белесый оттенок, оттого в еврейском тексте Библии именуется «лебоной», то есть «белая». От слова «лебона» произошло и название государства Ливан — «страна снежных гор».
Босвеллия, смола которой вошла в состав ветхозаветного ладана, произрастает как раз на территории Ливана. Поэтому можно предположить, что своему названию эта страна вполне может быть обязана благовонному ливану, вошедшему в состав ладана. Смола босвеллии до сих пор используется в качестве основы для церковных благовоний. Выглядит природный ливан так. Это смола в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров. Обычно от полупрозрачно-желтого цвета до розоватого, иногда встречается с зеленоватым оттенком.
Начиная с двадцатого века смолу босвеллии для приготовления ладана собирают следующим образом. Ежегодно в феврале или марте на стволе и ветках босвеллии делают надрезы, из которых вытекает сок похожий на молоко. Часть смолы падает на землю у подножия дерева, где заблаговременно расстилается специальная пленка. Смола вытекает довольно продолжительное время, покрывая собой весь ствол дерева, пока, наконец, не заполнит собой надрезы. После этого засохшую смолу собирают с дерева и земли. С одного дерева собирают до 400 грамм ладана.
Впоследствии смолу босвеллии растирают в порошок, добавляют в нее также измельченную смолу иных деревьев: лиственницы, пихты, фисташкового дерева. Полученную смесь вручную скатывают в небольшие горошины, которые затем пакуют в коробочки и продают в церковных лавках. Наиболее известными производителями ладана сегодня являются афонские монастыри, но все же именно ливанский ладан по-прежнему считается наиболее традиционным.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.