
Фото: Nikola Aleksic/Unsplash
Иногда люди спрашивают — вот что нужно сказать, чтобы человек поверил в Бога? Раньше мне казалось, что нужно о Боге и Церкви говорить возвышенно, вдохновенно, самое главное, Умно, и тогда тебя услышат и поверят в Бога, о Котором ты говоришь. Но в какой-то момент я понял, что это все, конечно, важно. Но слушающие тебя люди поверят в Бога только в том случае, если ты о Нем не столько говоришь, сколько ты им живешь. Об этом еще более сотни лет назад говорил святой Серафим Саровский: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Я знаю одного человека, который жил именно так — спасался сам, терпеливо и смиренно идя к Богу, и при этом являясь примером для людей. Этого человека звали — Павел, Патриарх Сербский. К сожалению, его уже нет среди нас. Патриарх Павел (Стойчевич) мирно скончался в 2009 году в возрасте 95 лет. Я знаю множество сербов, русских, людей иной национальности и веры, который помнят Патриарха Павла и считают его примером христианской святости.
Патриарх Павел не был великим богословом, проповедником, администратором. Казалось, что все, чем обладал этот человек, была немощь, через которую обильно изливалась сила Божия. Патриарх Павел был очень маленького роста. В детстве он много болел, в молодости перенес туберкулез. Да и в более зрелые годы сильным здоровьем не отличался. Но несмотря на это, он не только терпеливо трудился во благо Сербской Церкви, но и еще и не различал свою жизнь и жизнь своей паствы. До избрания в Патриархи Святейший Павел вел очень скромную жизнь — носил старую одежду, скудно питался, часто передвигался либо пешком, либо на общественном транспорте. Как говорили, обычно на трамвае. Возглавив Сербскую Церковь в возрасте 76 лет, он не изменил своим привычкам. Сложно представить, но на торжественные службы в кафедральный собор Белграда он добирался именно так — на общественном транспорте. И многие, зная привычку Патриарха, высматривали его на остановке, садились в один с ним трамвай и в ходе поездки просили совета, изливали душу или просто смотрели на него как на пример «живой святости». Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любил. Сербы прекрасно знали, как бедно живет их Патриарх, а потому, даже несмотря на свое не очень благополучное финансовое положение, стремились ему помочь.
Как-то одна женщина пришла на прием к Патриарху Павлу и заявила ему, что ночью ей приснилась Богородица и велела принести Патриарху денег на новую обувь. После этих слов она протянула Патриарху конверт с деньгами. Патриарх Павел спросил ее: «А в котором часу вы легли спать?» Женщина, удивившись, сказала: «Где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырех часов утра», — ответил патриарх, — «и мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.
Как глубоко верующий человек, Патриарх Павел не боялся смерти. Смерть была для него возможностью встретиться с Богом. Однажды Патриарх Павел летел куда-то на самолете. Часть перелета проходила над морем. В какой-то момент самолет стало трясти из-за турбулентности. Один из сопровождавших спросил Патриарха Павла, что он думает о том, если самолет сейчас упадет. Святейший Павел невозмутимо ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня». Когда Святейший Павел умер, вся Сербия оплакивала его три дня. Доступ к его гробу был круглосуточным, но даже эта мера не позволила подойти проститься всем желающим. Настолько сербский народ любил своего Патриарха.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема