
Фото: Nikola Aleksic/Unsplash
Иногда люди спрашивают — вот что нужно сказать, чтобы человек поверил в Бога? Раньше мне казалось, что нужно о Боге и Церкви говорить возвышенно, вдохновенно, самое главное, Умно, и тогда тебя услышат и поверят в Бога, о Котором ты говоришь. Но в какой-то момент я понял, что это все, конечно, важно. Но слушающие тебя люди поверят в Бога только в том случае, если ты о Нем не столько говоришь, сколько ты им живешь. Об этом еще более сотни лет назад говорил святой Серафим Саровский: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Я знаю одного человека, который жил именно так — спасался сам, терпеливо и смиренно идя к Богу, и при этом являясь примером для людей. Этого человека звали — Павел, Патриарх Сербский. К сожалению, его уже нет среди нас. Патриарх Павел (Стойчевич) мирно скончался в 2009 году в возрасте 95 лет. Я знаю множество сербов, русских, людей иной национальности и веры, который помнят Патриарха Павла и считают его примером христианской святости.
Патриарх Павел не был великим богословом, проповедником, администратором. Казалось, что все, чем обладал этот человек, была немощь, через которую обильно изливалась сила Божия. Патриарх Павел был очень маленького роста. В детстве он много болел, в молодости перенес туберкулез. Да и в более зрелые годы сильным здоровьем не отличался. Но несмотря на это, он не только терпеливо трудился во благо Сербской Церкви, но и еще и не различал свою жизнь и жизнь своей паствы. До избрания в Патриархи Святейший Павел вел очень скромную жизнь — носил старую одежду, скудно питался, часто передвигался либо пешком, либо на общественном транспорте. Как говорили, обычно на трамвае. Возглавив Сербскую Церковь в возрасте 76 лет, он не изменил своим привычкам. Сложно представить, но на торжественные службы в кафедральный собор Белграда он добирался именно так — на общественном транспорте. И многие, зная привычку Патриарха, высматривали его на остановке, садились в один с ним трамвай и в ходе поездки просили совета, изливали душу или просто смотрели на него как на пример «живой святости». Патриарх Павел был очень близок к народу и народ его очень любил. Сербы прекрасно знали, как бедно живет их Патриарх, а потому, даже несмотря на свое не очень благополучное финансовое положение, стремились ему помочь.
Как-то одна женщина пришла на прием к Патриарху Павлу и заявила ему, что ночью ей приснилась Богородица и велела принести Патриарху денег на новую обувь. После этих слов она протянула Патриарху конверт с деньгами. Патриарх Павел спросил ее: «А в котором часу вы легли спать?» Женщина, удивившись, сказала: «Где-то в одиннадцать». «Знаете, я лег позже, около четырех часов утра», — ответил патриарх, — «и мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается». И не взял денег.
Как глубоко верующий человек, Патриарх Павел не боялся смерти. Смерть была для него возможностью встретиться с Богом. Однажды Патриарх Павел летел куда-то на самолете. Часть перелета проходила над морем. В какой-то момент самолет стало трясти из-за турбулентности. Один из сопровождавших спросил Патриарха Павла, что он думает о том, если самолет сейчас упадет. Святейший Павел невозмутимо ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня». Когда Святейший Павел умер, вся Сербия оплакивала его три дня. Доступ к его гробу был круглосуточным, но даже эта мера не позволила подойти проститься всем желающим. Настолько сербский народ любил своего Патриарха.
19 февраля. «Смирение»

Фото: Diana Polekhina/Unsplash
Учит верующего человека добродетели смирения даже его тело, увы, подверженное многочисленным хворям и болезням. Не имей мы телесного состава, неизбежно погибли бы, как и демоны, из-за гордости, в вечном отчуждении от благодати Христовой. Промыслу Божиему свойственно и худые дела наши обращать к благим для нас последствиям — ведь многие телесные недуги имеют причиной наше собственное невоздержание. Невольно смиряясь в телесных болезнях, мы тянемся к Богу в молитве за помощью и облегчением, как чахлые растения — к источнику света и тепла. И это смирение.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Если приблизить

Фото: PxHere
Однажды утром нам с мужем удалось разбудить в душе сына Даниила новые для него чувства. Это был его десятый день рождения. И в подарок от нас сын получил профессиональный микроскоп, о котором мечтал уже давно.
Радость от подаренного оборудования плавно перетекла в его установку, подключение и настройку.
Я заранее подготовилась к первому исследованию и предложила юному учёному сравнить два лепестка лилии. Но только один цветок был настоящим, а второй — искусственным.
— Начинаем погружение в микромир, — сказал Даня, поворачивая какое-то колёсико.
На экране компьютера, к которому был подключён аппарат, появилась картинка. Это были запутанные слипшиеся ворсинки, волокна и чешуйки искусственной лилии. Выглядела она, мягко скажем, непрезентабельно.
Затем Даня поместил под линзы микроскопа лепесток живого цветка и снова стал крутить колёсико. Белые шелковистые нити, серебристые капельки, замысловатые симметричные узоры. И всё это так органично, упорядоченно и изящно... Моим сыном овладело чувство восхищения — он внезапно откинулся на спинку кресла и задумчиво произнёс:
— Всё, что создаёт человек — ни в какое сравнение не идёт с тем, что создал Бог...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
19 февраля. О борьбе с помыслами против ближних

О борьбе с помыслами против ближних — настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
В нашей душе возникает часто буря помыслов против ближних людей наших, и мы хотим, чтобы они слушали только нас, только наше мнение. И если они с нашим мнением не соглашаются, то мы начинаем на них обижаться, восставать, а особенно в душе происходит буря негодования, даже ненависть к этим людям. Этого не должно быть, потому что это всегда происходит или по наущению дьявола, или это происходит по нашей гордыне.
Преподобный Варсонофий Великий говорит: «Когда смущает тебя бес, внушая помысл на какого-нибудь человека, с долготерпением скажи помыслу: повинуюсь ли я Богу моему так, чтобы порабощать себе других?» Поэтому всякий раз мы должны себя смирять.
Так же смирять себя и перед ближними и никого себе не порабощать ради своего мнения, ради своих каких-либо желаний, потому что мы сами также даже Богу не повинуемся в том, что Господь от нас ждёт и требует.
Все выпуски программы Актуальная тема











